Гейнсборо на берегу Невы
В серии «Шедевры музеев мира» Эрмитаж показывает две картины из собрания Королевской академии искусств в Лондоне. Это «Автопортрет» и «Романтический пейзаж с овцами у источника», написанные одним из самых любимых в Англии живописцев Томасом Гейнсборо.
В российских музейных собраниях есть только одна, но очень известная его вещь – «Дама в голубом». Замечательный женский портрет входит в собрание Эрмитажа. Кстати, из-за него музей оказался втянутым в судебную тяжбу. Дизайнер модной одежды без разрешения Эрмитажа, что юридически недопустимо, использовала изображение «Дамы в голубом» в оформлении магазина и товарного знака...
Работы английского живописца прибыли нынче в наш город в обмен на три картины Рубенса, принявшие участие в большой выставке в Королевской академии.
«Эрмитажу важно было получить эти картины, потому что Гейнсборо – один из лучших не только английских, но и европейских художников второй половины XVIII века, – рассказывает куратор выставки старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Елизавета Ренне. – Мы рады, что есть возможность показать его работы публике. Во всех британских музейных собраниях, в аристократических домах висят роскошные портреты в рост, написанные Гейнсборо. Есть его живопись и в американских коллекциях. Когда в начале ХХ века английская аристократия обеднела, она была вынуждена продавать картины. Возник интерес к британскому искусству, многие музейные и частные американские коллекции пополнились произведениями английских художников. Так исторически сложилось, что за пределами англоговорящих стран такое собрание в Эрмитаже одно из самых больших. Картина Гейнсборо «Дама в голубом» поступила сюда в 1912 году по завещанию Алексея Захаровича Хитрово в составе собранной им коллекции английских портретистов».
«Автопортрет», написанный в 1787 году, предназначался для близкого друга художника композитора и музыканта Карла Фридриха Абеля, но тот вскоре умер. Себя Гейнсборо изображал не раз, но только этот портрет пожелал оставить потомкам. Незадолго до кончины он запретил снимать с себя посмертную маску, делать бюсты, барельефы. Поручил знакомому мастеру гравировать «Автопортрет».
Картина хранилась в семье художника. Спустя двадцать лет после его смерти дочь передала ее Королевской академии. «Романтический пейзаж с овцами у источника» оказался там девятью годами раньше.
Известно, что портретами Гейнсборо зарабатывал на жизнь, но писать их не любил. Однажды признался, что его «тошнит от портретов». По душе художнику были пейзажи, причем не топографические. Он считал, что изображение природы должно демонстрировать творческое воображение автора и его умение строить композицию. Все это есть в «Романтическом пейзаже».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (5450) от 30.04.2015.
Комментарии