Героям социализма. В Петропавловской крепости работает выставка «Город в лицах»
В Петропавловской крепости работает выставка «Город в лицах» из собрания Музея истории Петербурга, посвященная 320‑летию Северной столицы. Сто живописных и скульптурных портретов созданы разными авторами между 1917 и 1993 годами. Если некоторые полотна известны зрителям, то большая часть скульптуры никогда не покидала музейные фонды.
Израиль Лизак. Портрет сталевара Григорьева (фрагмент)./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
В советское время закупки произведений искусства для Музея истории Ленинграда были обычным делом. Больше того, государство заказывало художникам и скульпторам портреты известных в свое время людей — ученых, передовиков промышленного производства, артистов. Куратор выставки Родион Зеленков так и расположил всех персонажей по трем залам — деятели науки, герои труда, творческая интеллигенция.
На почетных местах два портрета. В 1937 году Анна Остроумова-Лебедева изобразила Владимира Курбатова, ученого-химика и одновременно историка петербургской архитектуры, активиста Общества защиты старины, одного из создателей Музея Старого Петербурга, предшественника современного музея. Портрет Людмилы Беловой, которая более 30 лет была директором Музея истории Ленинграда, фактически создала его в ныне существующем виде с многочисленными филиалами. Автор портрета — Виктор Орешников, классик социалистического реализма, — явно любуется своим хрупким персонажем. Несколько лет назад этот портрет был воспроизведен на почтовой открытке. Теперь можно увидеть оригинал.
В представленной портретной галерее деятелей культуры интересны прежде всего прижизненные портреты. Это Федор Шаляпин кисти Григория Бобровского, ученика Ильи Репина. Портрет Даниила Хармса создал в 1941 году художник Владимир Гринберг. Это одно из последних изображений поэта, погибшего через год. Интересен скульптурный портрет директора Эрмитажа академика Бориса Пиотровского, созданный из мрамора Григорием Ястребенецким, который был большим другом музея. Строгий чеканный бюст напоминает античные скульптуры.
Среди портретов передовиков, которых, по канонам социалистического реализма полагалось изображать на фоне станков, турбин или с чертежами в руках, необычны две работы. В «Портрете сталевара Григорьева» художник Израиль Лизак без всякого пафоса показывает усталое лицо рабочего. В 1934 году, когда создавалась эта работа, каноны соцреализма еще не устоялись. В 1959‑м, когда они засушили живое творчество, художник Генрих Павловский находит остроумный выход. На «Портрете знатного бригадира, монтажника Алексея Демиткина» нет ожидаемого высотного дома, где он умело руководил бы строительным процессом. Перед нами крепко стоящий на земле оптимистичный парень в модной куртке и шарфе, перекинутом через плечо. Только шапка с ушами в разные стороны выдает монтажника: недавно закончилась рабочая смена.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (7445) от 28.06.2023 под заголовком «Героям социализма».
Комментарии