Герой театрального эпоса

Театр невозможен без легенд. О любимых артистах принято сплетничать, судачить и рассказывать небылицы. Но, пожалуй, первый театральный художник, о котором вот уже много десятилетий слагают легенды, это Эдуард Кочергин.

Герой театрального эпоса | ФОТО предоставлено пресс-службой БДТ

ФОТО предоставлено пресс-службой БДТ

Прекрасный сценограф, выдающийся рисовальщик, педагог, в последние годы еще и писатель — автор нескольких книг. Сегодня он отмечает 80-летие, но энергии и творческих идей у него за годы служения театру ничуть не убавилось.

25 сентября Большой драматический театр празднует не только юбилей главного художника, но и 45-летие его работы в БДТ. Впрочем, сотрудничеством с Г. А. Товстоноговым эпоха Кочергина в театре не исчерпывается. Малый оперный, Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, Александринский, Театр Комедии, театр «На Литейном» и, конечно же, Малый драматический, Академия художеств, Театральный институт — как и ряд театров страны, а также Европы и Азии — тоже многим обязаны сценографу. Выставки, посвященные юбиляру, готовят Эрмитаж, Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Петербургская театральная библиотека.

Эдуард Кочергин — счастливый человек. Он не только сотрудничал с крупнейшими режиссерами, воплотил на сцене (и не только на сцене — вспомним хотя бы празднование 300-летия Петербурга, главным художником которого он был) сотни своих идей, но и сам — чтобы не переврали и не забыли чего — рассказал о детстве, отрочестве и юности в документальной прозе. Кто не читал — много потерял. Поскольку это история страны, пережитая автором, закалившая и сформировавшая его и как человека, и как художника. Одна из книг — «Крещенные крестами» — в 2010 году была объявлена национальным бестселлером. Теперь ее можно и услышать по радио в исполнении Геннадия Богачева, и увидеть на сцене БДТ. Другая книга — «Записки планшетной крысы» — стала профессиональным бестселлером для мастерового театрального люда.

Ремесло театрального художника особое. Оно на грани высокого искусства и грубого, материального его воплощения. Кочергин в этой стихии как рыба в воде. Он знает, как осуществить эфемерный вроде бы замысел, использовав тонны металла, тряпья, дерева, цвета и света. Ему подвластны все тонкости машинерии. Композитор Олег Каравайчук, впервые во время монтировочной репетиции увидев декорацию спектакля Льва Додина «Бесы», поддержанную его, каравайчуковской, музыкой, восторженно воскликнул: «Вот! Гениально! И больше ничего не надо! Никаких артистов!». Не знаю, был ли в этот момент рядом Кочергин (не исключено), но не сомневаюсь: он под этим суждением не подписался бы. Как тип ренессансный, он всегда вписывает в свой сценический пейзаж человека. И с ним соизмеряет пространство.

Достаточно взглянуть на эскизы Кочергина, хранящиеся в Русском и театральных музеях, чтобы согласиться: его театр без людей невозможен. Тяжелые золотые-серебряные стены, сметавшие на своем пути героев трилогии о царях, были ровно настолько крупнее и тяжелее артистов, чтобы зрителям становилось реально страшно. Русский Гамлет Григорий Мелехов должен был в одних сценах смотреться мощной фигурой, а в других — песчинкой на фоне вспаханной земли и тихого Дона. Персонажам «Мольера» идеально отвечали пропорции ширм и шандалов с горящими свечами, и не надо было объяснять, что такое «театр в театре»...

Эскизы же костюмов у него всегда связаны не только с конкретным персонажем, но и с артистом, учитывая его место в спектакле и его индивидуальную психофизику...

Конечно, не все нынешние зрители видели товстоноговские спектакли, классику театра Кочергина, но они могут составить представление (разумеется, неполное) о Золотом веке театра по книге, вышедшей как раз к 80-летию мастера. Альбом называется «Кочергин. БДТ», его презентация пройдет в день чествования юбиляра. Театралы со стажем смогут вновь окунуться в мир любимых спектаклей, а новички, не сомневаюсь, ошалеют от океана сценографических идей, которые и сегодня выглядят как крутой авангард, от ключом бьющей молодой фантазии народного художника России, лауреата госпремий, академика, профессора и пр.

Он классик. Он герой театрального эпоса. Из уст в уста его студенты передают байки (чаще — достоверные) о том, как их учитель вылил ведро краски на голову режиссеру, посмевшему вмешаться в процесс работы над декорацией... О том, как, будучи недоволен цветом половика, всю ночь собственноручно перекрашивал холст... О том, как добивался ритмически идеального движения огромных бревенчатых щитов в «Братьях и сестрах»... Или как ненормативной лексикой дисциплинировал рабочих сцены в одном из императорских театров...

Мифы и легенды об Эдуарде Степановиче Кочергине не иссякают. Вкупе с его «изобразиловкой» (цитирую мастера) они сближают его с великими предшественниками, такими как А. Я. Головин и А. Н. Бенуа. Но важнее то, что мастер среди нас, он вписан в городскую среду, продолжает творить, не теряет чувства юмора и не бронзовеет — при всей своей многогранной знаменитости.

#Кочергин #театр

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.