Герой ее романа
Мегагранты вошли в литературу: один из них (точнее, его обладатель) стал героем романа. Книга так и называется, «Мегагрант», выпущена издательством «Бослен»; автор – научный журналист Елена Кокурина. Присутствует заветная фраза: «основано на реальных событиях».

ФОТО Amy Johansson/shutterstock.com
Популяризацией мегагрантов назвал эту книгу на одной из ее презентаций директор департамента науки и технологий Минобрнауки С. В. Салихов. Особенно отметил «необычную форму – документальный роман».
Мегагрант имеет скучное официальное название: конкурс в рамках постановления # 220 правительства РФ по привлечению ведущих ученых в российские вузы. Одним из таких ученых стал Паоло Маккиарини, профессор регенеративной хирургии Каролинского института (Швеция). В 2010 году российские трансплантологи по методике, разработанной Маккиарини, провели трансплантацию выращенной в лаборатории трахеи 25-летней пациентке – об этом во всех новостях было.
Но начать надо бы с того, с чего начала и сама Елена Кокурина. В 2008 году, находясь на отдыхе в Испании, она узнала, что в Барселоне проведена первая пересадка человеку выращенной трахеи. Елена помчалась собирать информацию по горячим следам. Мало того: Кокурина, будучи вице-президентом фонда «Наука за продление жизни», привезла профессора в Россию, и он провел у нас бесплатные мастер-классы. А потом стал обладателем одного из мегагрантов.
Читаем анонс книги: «Увлекательная и драматичная история о том, как, столкнувшись с массой проблем и неожиданностей, пережив удачи и разочарования, западный ученый в конце концов научился выживать и жить в России...».
– Это роман, но все герои настоящие, – рассказывала Елена Кокурина на презентации книги. – Они действуют и сейчас, и, пока мы с вами здесь сидим, лаборатория эта работает. Действие книги я закруглила на каком-то моменте, но оно ведь продолжается и чем закончится – никто не знает.
С тех пор как профессор Маккиарини успешно применил свою методику и в России, в мире были выращены мочевой пузырь (пересажен человеку), сосуды... Но таких работ по-прежнему мало. Потому что дело новое и рискованное – это обстоятельство придало роману драматизма.
Кто-то из публики на презентации поинтересовался: а как с моральным аспектом таких операций – в частности, каково отношение к ним церкви?
– Высказываний православной церкви по поводу пересадки органов, созданных искусственным путем, я не слышала, – говорит Елена Кокурина. – А церковь католическая признает такую трансплантацию, только если не используются эмбриональные клетки. В нашем случае использовали клетки, взятые из костного мозга самого пациента. Описан случай, когда в США делали пересадку выращенной трахеи маленькой девочке, и происходило это в католическом госпитале. Ухаживали за девочкой католические сестры. Они говорили, что Бог за то, чтобы пациентка была спасена, если у нее есть шанс. Но здесь много других этических проблем. Технология новая, можно сказать, экспериментальная – она пока может применяться только в том случае, если у пациента нет никакого другого шанса. Но как определить, действительно ли больше ничто не могло помочь? Эта книга – о тех смелых людях, которые не боятся брать на себя эту внутреннюю ответственность.
Профессор Маккиарини идет, по уверению автора книги, «напролом» и «с уверенностью говорит о том, что менее чем через 20 лет будет выращено человеческое сердце». Возможно, и роман будет с продолжением?
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (5494) от 07.07.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии