Герои под грифом «секретно». В Петербурге открылась выставка «Нелегалы Великой Отечественной»
Событие, без преувеличения, редкое. Реликвии, связанные с деятельностью разведчиков-нелегалов военной и послевоенной поры, впервые вышли за пределы Службы внешней разведки России — ведомства, которое, прямо скажем, нечасто раскрывает свои тайны широкой публике. Исторические артефакты можно увидеть на масштабной выставке «Нелегалы Великой Отечественной» (12+), открывшейся в музейно-выставочном центре «Россия — моя история» на Бассейной улице.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Среди героев выставки — такие разведчики, как Николай Кузнецов, Виктор Лягин, Александр Коротков… Однако уникальность экспозиции еще и в том, что в год 80‑летия Великой Победы Служба внешней разведки приоткрыла завесу тайны и представила имена, которые десятилетиями оставались под грифом «совершенно секретно». Среди них — Федор Парпаров, в начале 1930‑х годов возглавлявший нелегальную резидентуру в Германии, Борис Базаров, руководивший советскими тайными агентами в США, Леонид Линицкий, поставивший под контроль деятельность белоэмигрантских организаций в Югославии…
Кинорежиссер и актер Владимир Басов подобрал для работы этих людей слова, которые прозвучали в его кинофильме «Щит и меч»: «Что бы ни было, вживаться. С самого себя содрать шкуру, вывернуть наизнанку, снова напялить и улыбаться. Вживаться, во имя нашей общей победы и жизни наших людей». Эти слова действительно можно считать золотым правилом нелегальных разведчиков…

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Они посвятили свою жизнь защите Отечества, внесли огромный вклад в обеспечение безопасности нашего государства, — говорит директор зала истории Службы внешней разведки России полковник Елена Барабанова. — По понятным причинам их личности и судьбы, а также конкретные направления и методы деятельности оставались строжайшими государственными тайнами. Однако со временем некоторые подробности работы советских разведчиков-нелегалов предвоенного и военного времени стало возможным рассекретить и показать с помощью ценнейших экспонатов из музейного собрания СВР.
В годы Великой Отечественной войны по линии советской внешней разведки действовали более девяноста легальных и нелегальных резидентур. Значительное количество опытных разведчиков-нелегалов с началом войны переквалифицировались в диверсантов и вошли в так называемые Д-группы, действовавшие на временно оккупированной территории, а также в нацистской Германии и в странах, которые ее поддерживали. Осуществляли диверсии и саботаж на промышленных объектах, в морских портах и на маршрутах поставок стратегического сырья в страны «оси».

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Внешняя разведка и войска НКВД были двумя сторонами одной медали под названием «безопасность фронта и тыла», — подчеркнул, представляя выставку, начальник Военной ордена Жукова академии войск Национальной гвардии РФ генерал-майор Андрей Кийко. — Можно сказать, что нелегальная разведка была скальпелем, действовавшим в самом сердце врага, а войска НКВД — надежным щитом, прикрывавшим страну от ударов в спину. И многие операции они проводили вместе.
В Музее политической истории России открылась выставка «Гражданская война глазами художников»На выставке подробно рассказывается о том, что осенью 1941 года НКВД на случай падения Москвы подготовил диверсионное подполье. Операция получила кодовое название «Московский план». Опытный разведчик-нелегал Павел Судоплатов получил приказ разработать детальный план ликвидации Гитлера во время его возможного пребывания в Москве. Практической боевой подготовкой диверсионных групп чекистов-разведчиков руководил Яков Серебрянский.
Были заминированы не только трассы, по которым противник мог подойти к Кремлю, но и важнейшие объекты — правительственные здания, театры, гостиницы, метро. Особые мины были заложены в Кремле и под Большим театром: нацистские руководители хвастливо заявляли, что именно в нем будут отмечать взятие советской столицы. Если бы прогремел взрыв, от театра осталась бы груда развалин…
Москва выстояла, враг был отброшен от нее на несколько сотен километров. Но значительная часть территории СССР оставалась в оккупации, и там активно действовали советские разведчики-нелегалы. Организовывали диверсии, координировали деятельность партизанского движения, проводили операции по уничтожению представителей оккупационных властей и коллаборационистов.
Акты возмездия, которые проводились советским разведчиком-нелегалом Николаем Кузнецовым, наводили на врага панический ужас. Главная его цель, гауляйтер Эрих Кох, спасаясь от ведущейся на него охоты, вынужден был даже скрываться в Восточной Пруссии, бывая на оккупированной территории лишь короткими наездами…
На выставке можно узнать и про организованную органами госбезопасности операцию «Послушники»: во временно оккупированный фашистами город Калинин (ныне Тверь) была внедрена группа чекистов под видом антисоветски настроенных священников. Перед этим они прошли ускоренную подготовку, выучили основы богослужения. Церковная экипировка, утварь и книги были выделены из фондов Музея атеизма. Разведчики оказались прилежными учениками, не вызвали подозрения и свою задачу выполнили: добыли важный объем информации, в том числе данные на несколько десятков глубоко законспирированных агентов гестапо, некоторые из которых были заброшены в Калинин еще до войны.
Естественно, что нашим разведчикам для работы во вражеском тылу были нужны безупречные документы, и на выставке можно увидеть настоящую «лабораторию» по их изготовлению. Это всевозможные печати, штампы, оттиски, личные и семейные фотографии военнослужащих вермахта, которые использовались для создания «легенд». Чтобы документы были максимально достоверными, их искусственно «состаривали»: многократно изгибали, приминали по углам, обложки обрабатывали наждачной бумагой, создавая эффект потертости…
— Если для миллионов бойцов Великая Отечественная война окончилась в 1945‑м, то для разведчиков-нелегалов такого рубежа не было, — отметила Елена Барабанова. — Еще осенью 1944 года руководитель советской внешней разведки Павел Фитин утвердил план «Энормоз», он был направлен на проникновение наших разведчиков во все существовавшие тогда западные научные центры, в которых занимались разработкой атомной бомбы. Во многом именно благодаря работе наших нелегалов был создан атомный паритет со странами Запада, который не дал случиться третьей мировой войне. Вообще в период обострения международной обстановки основная нагрузка на добывание информации всегда приходится именно на нелегальную разведку.
Читайте также:
В библиотеке книжной графики открылась выставка «Мой Петербург. Из коллекции Николая Кононихина»
Музеи включатся в игру. В Петербурге пройдёт традиционный фестиваль «Детские дни»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (8022) от 27.10.2025 под заголовком «Герои под грифом «секретно»».




Комментарии