Герань в кроссовках

В Венеции открылась 57-я биеннале современного искусства - самая большая, а главное, самая престижная выставка мировой арт-сцены. Многие увидели в ней поражение, отказ от тех ценностей, за которые международные кураторы боролись последние лет сорок. Другие усмотрели поиски в правильном направлении, возвращение к красоте, гуманизму и другим общечеловеческим ценностям.

Герань в кроссовках |

По традиции венецианской «мостры», которая сложилась начиная с 1976 года, существует основной проект (его делает назначенный куратор, придумывающий тему); национальные павильоны, где каждая страна действует по своему усмотрению, и официальная параллельная программа. Выставки последней имеют право использовать логотип биеннале со знаменитым крылатым львом. Кроме того, существуют события, иногда очень интересные, рядом с биеннале и просто приуроченные ко времени ее проведения.

В этом году куратором основного проекта стала француженка Кристин Масель, многолетний главный куратор Центра Помпиду. Она определила тему своей выставки Viva arte viva - «Да здравствует живое искусство».

Главный посыл: мы все прекрасно знаем о проблемах беженцев, угрозах терроризма, экономическом кризисе. Но не будем это показывать. Призовем к доброте, покажем, как красив и многообразен окружающий нас мир. Задумаемся, например, почему аборигены бразильских джунглей или арктических островов Канады обязаны жить по законам западной глобализированной цивилизации?

Есть ли в такой позиции уступка в сторону политкорректности, возможно, даже поражение современного искусства, обычно заостряющего горячие сюжеты? Безусловно. Ведь биеннале - это не форум ЮНЕСКО, у нее другие задачи. Но в нынешней ситуации организаторы «мостры» проявили осторожность, а Масель создала выверенную выставку, где каждому из 120 художников (много имен новых и малоизвестных) точно определено его место, каждый заметен, все вместе работают на единую идею во славу искусства. При этом для зрителя выставка не утомительное, не перегруженное произведениями и сопровождающими их текстами путешествие по девяти мини-павильонам: радость, страх, Земля, традиции, шаманы, цвет, время и т. д. Два первых расположены в центральном павильоне биеннале в садах Джардини, остальные семь - в Арсенале и на его открытых пространствах.

Эпиграфом для «Да здравствует живое искусство» выбраны фотографии спящих классиков современного искусства - хорвата Младлена Стилиновича и австрийца Франца Веста. Куратор уверен, что художник не знает отдыха, его мозг постоянно работает.

Чтобы, проснувшись, создать, как замбиец Джон Латем, объекты из старых книг. Как румын Киприан Мурешан, делать с натуры рисунки шедевров - от фресок Джотто до икон Третьяковской галереи. Как датчанин Серен Энгстед, сделать видео: художник с мощной комплекцией сидит под потолком на невидимом стуле и остроумно высмеивает сторонников левитации.

Тайванец Ли Мингвей или его ассистент залатает вам одежду разноцветными нитками, филиппинец Давид Медалла предложит самостоятельно пришить визитку или записку на огромное полотно, став новой общностью в этом разрозненном мире.

Японский художник Шимабуку покажет, как обезьяны с севера его страны приспособились к жизни в жарком Техасе. Француз Мишель Блази научит, как бороться за экологию, выращивая комнатные растения в отслуживших свой век кроссовках.

Помедитировав в огромной плетеной палатке бразильца Эрнесто Нето, можно посмотреть на эротические рисунки, созданные продвинутой художницей Угюет Калан из Ливана, посмеяться вместе с француженкой Паулин Карнье Жардин, которая в своей видеоинсталляции пародирует картину «Начало мира» Густава Курбе. А закончить путешествие на берегу арсенального бассейна, где японец Кишо Суга создал на воде свой сад камней.

Важной особенностью 57-й биеннале стала большая программа перформансов, отражающая тенденции современного искусства к соединению арта, театра и музыки. Но для зрителя это ловушка, за редкими исключениями вся программа перформансов прошла в первые дни биеннале и теперь доступна только на видео. Но даже если вам повезет и вы застанете перформанс для десятка актеров Анне Имхов «Фауст» в немецком павильоне (кстати, получившем «Золотого льва»), то предстоит провести три часа в толпе таких же желающих увидеть, кого и за что наградили.

В нескольких основных проектах предыдущих Венецианских биеннале участие русских художников выглядело необязательным, скорее, дипломатическим жестом кураторов в сторону большой страны. В проекте Кристин Масель видео «Натянутый канат» Таус Махачевой и инсталляция «Благие намерения» Ирины Кориной играют важную роль. Снова Россию выручают женщины, как тут не вспомнить некрасовские строки «коня на скаку остановит» и амазонок русского авангарда.

Первые дни работы биеннале показали, что публика останавливается, обращает внимание на эти произведения, хотя видео длится 58 минут, а инсталляция требует отдельного подъема по лестнице на уровень высокого второго этажа.

На видео «Натянутый канат» (на снимке) показано, как канатоходец последовательно картину за картиной, рисунок за рисунком переносит их через огромную горную пропасть, над которой натянут канат. Махачева указывает все названия произведений, их авторов и так далее. Но это детали, важно, что художником созданы глубокие и точные образы и смыслы. Что является ценным в искусстве, а что обязано кануть в Лету? Стоит ли рисковать жизнью человека ради раскрашенных кусков холста и бумаги?

«Благие намерения» Кориной представляют собой зал, где висят безвкусные венки из искусственных цветов ядовитых оттенков и стоит стол, накрытый скатертью со следами пятен от алкоголя. Наверное, здесь были поминки, где говорили правильные слова в честь героев. Но скорбь фальшива, лучше поскорее все это забыть, тем самым в очередной раз презрев ценность человеческой жизни.

Что касается российского павильона, то проект Theatrum Orbis куратора Семена Михайловского вызывает противоречивые ощущения. С одной стороны, это интересная интеллектуальная игра со ссылками на атлас 1570 года, изданный Абрахамом Ортелиусом, и на «Божественную комедию» Данте. С другой стороны, соединение трех проектов: многофигурной «Смены декораций» Гриши Брускина с куклами, гибридами, андроидами и намеками на современный страшный мир, скульптурной инсталляции Block Content группы Recycle с картинами дантова ада, психоделического видео «Сад» Саши Пироговой о поисках света в темном царстве - это явный перегруз. Особенно для биеннальской публики. Не говоря о том, что грешников можно рассмотреть только через специальное приложение, которое надо загрузить на ваш гаджет.

Год назад были разговоры, что в российском павильоне будут показаны работы студентов Академии художеств и других творческих вузов. Рисковый вариант: тут либо громкий успех, либо полный провал. Но вместо работ студентов решили показать проекты проверенных авторов с международной репутацией. Возможно, и по той причине, что бюджет павильона сформирован в основном за счет спонсоров, они предоставили примерно 40 млн руб., а государство - всего 7.

#Венеция #биеннале #перфоманс

Комментарии