Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи, а завершится 1 июля концертом композитора Мишеля Леграна в Тронном зале Екатерининского дворца. Ювелирно составленные программы каждого из десяти концертов основаны на максимальном выражении «принципа удовольствия»: блеск дворцовых интерьеров в них служит идеальным фоном для выступлений ярких солистов - певцов и инструменталистов из России, Европы и США. Художественный руководитель фестиваля Мария САФАРЬЯНЦ рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, как роскошь музыки и архитектуры год за годом улучшают культурно-политический климат страны.

Гений места движет фестиваль | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

- С каким настроением вы встречаете юбилей «Дворцов Санкт-Петербурга»?

- Как говорили древние греки, оптимизм - это воля, пессимизм - это настроение. Я философски отношусь к происходящему и, если у меня что-то получается, как это и происходит на протяжении четверти века, я просто говорю «спасибо».

- За эти двадцать пять лет в стране произошло немало изменений. Как они отражались на фестивале?

- История фестиваля - действительно история страны. Сегодня особенно любопытно оглядываться назад, в первые годы жизни «Дворцов». Наш фестиваль, созданный в 1990 году, был едва ли не первым инициативным фестивалем новой России. Только дирижер Константин Орбелян мог бесстрашно придумать такое, руководствуясь своей жизненной позицией: «Всегда можно выступить с инициативой, за нее не побьют». Во всяком случае в той стране, где он родился, - в Америке, стране предпринимательства, инициатива не была наказуемой. Но в России той поры сложностей было многовато. Не говоря о том, что такого прецедента - открывать музеи в вечернее время для публики - до нас и вовсе не было.

- Слово «дворцы» в названии фестиваля тоже говорит о больших переменах в культуре и обществе.

- Фестиваль создан на основе великого императорского наследия, его главное действующее лицо - дворцы, и гений места - его движущая сила.

У нас великая реставраторская школа, великие музейщики, спасавшие все, что могли. Моя семья была свидетелем героизма музейных сотрудников, которые спасали в Павловске убранство дворца.

- Да, былое имперское величие города после войны возвращали из руин.

- А с 2000 года началась новая страница в истории Петербурга как резиденции для приема высоких гостей со всего мира. Посмотрите, как много появилось здесь разных форумов, саммитов, на которых весь мир видит Россию через образ Санкт-Петербурга. Сюда пришли инвестиции, много всего было восстановлено и продолжает восстанавливаться. Наш фестиваль был свидетелем возрождения дворцов, залов, которые мы первыми открывали, давая в них концерты. В Александровском дворце мы устраивали концерт впервые после грустного 1917 года, когда там была арестована царская семья. Ротонда Мариинского дворца с потрясающей купольной акустикой после реставрации тоже была «освящена» нами. Зеркальный зал Шереметевского дворца, зал в Румянцевском особняке мы открывали. Залы, наполняясь музыкой, получают новую жизнь.

- «Дворцовый» фестиваль нуждается в той же поддержке, что и сами дворцы?

- Наше искусство не стадионное и должно быть дотационным - по-другому оно жить не может. А если учесть, что мы сами платим все аренды, то можно понять, как непросто нам приходится, потому что дотаций у нас нет. На протяжении довольно долгого периода мы получали лишь символическую помощь от государства, которой хватало с трудом на покрытие аренды. Поэтому фестиваль можно считать в том числе и «экономическим чудом».

- Как вы формируете программы?

- У нашего фестиваля нет цели создавать монографические концерты, чтобы дублировать филармонические программы или программы других концертных площадок города. Нам важно делать эксклюзивный, изысканный «продукт», а для этого в первую очередь отыскивать исполнителей, талантливых артистов. Мы открыли Петербургу выдающихся певиц - Рене Флеминг и Сондру Радвановски, блистательную меццо-сопрано Лучану д,Интино, уникальное контральто Эву Подлесь, потрясающих теноров Лоуренса Браунли и Стивена Костелло. В конце 1990-х, когда в Мариинском театре открылась Академия молодых певцов, мы с огромным удовольствием знакомили слушателей с молодым поколением исполнителей, которые выступали с невероятным энтузиазмом под аккомпанемент Ларисы Гергиевой. В нашем фестивале с удовольствием принимала участие и Аня Нетребко. Зарубежные музыканты с большим энтузиазмом реагируют на приглашение выступить во дворцах. Не скрою, что имидж имперского Петербурга поднимался и укреплялся в эти годы в том числе и благодаря нашему фестивалю.

- В этом году вы тоже удивляете публику, знакомя с одним из лучших контратеноров современности американцем Дэвидом Дэниэлсом. Легко удалось договориться с этим звездным певцом?

- Мы много лет сотрудничаем с агентством Askonas Holt, которое помогло и в этот раз. Дэниэлса мне давно хотелось пригласить. У него очень естественный голос, он прекрасный музыкант, обладает великолепной вокальной техникой в сочетании с инструментальностью мышления. В этом же концерте выступит сопрано Яна Иванилова, обладающая разносторонней культурой - как русской романсовой, русским барокко, так и европейской. Яна - уникальный музыкант, в ней нераздельно слиты культура и духовность.

- А вы на правах хозяйки «Дворцов» порадуете слушателей своим искусством?

- Я держу форму «играющего тренера» и у меня есть пример для подражания. Валерий Абисалович Гергиев тоже играющий тренер - сам подает пример, стоя за дирижерским пультом, как на капитанском мостике. Так и я на своем пространстве решаю все задачи - художественные, политические, стратегические, финансовые. Говорить со спонсорами, поверьте, значительно сложнее, чем выходить со скрипкой на сцену, где ты отвечаешь за результат, зная, что он зависит от того, сколько часов позанималась.

- Традиционные участники «Дворцов Петербурга» - итальянские певцы в этом году вновь станут хедлайнерами фестиваля.

- Итальянцы это заслужили. Артистический ген этого народа очень близок и нам: публика неизменно хорошо реагирует на афиши с итальянскими именами, что-то у людей в сознании щелкает. На открытии будет концертное исполнение оперы «Сельская честь» Масканьи с Кьярой Таиджи в партии Сантуццы и тенором Серхио Эскобаром в партии Туридду. Эту оперу я выбрала, потому что она совершенна, лаконична, безупречна по драматургии. Там затронута тема итальянской провинции, когда убийство из-за ревности еще не считалось юридическим преступлением, когда человеку с руками в крови аплодировали, как артисту, - это был национальный позор. И Масканьи не побоялся взяться за такую животрепещущую тему.

А в Большом зале Филармонии 28 июня я представлю двух великолепных певцов - Дарио ди Вьетри и Челлию Костеа. Красоты очень много. В Петергофе вечером 25 июня в нашу честь вечером включат фонтаны, тогда же там выступят саксофонист Федерико Мондельчи и аккордеонист Симоне Занкини - фестивальные корифеи, наши резиденты.

#фестиваль. «Дворцы Санкт-Петербурга»

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?