Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи, а завершится 1 июля концертом композитора Мишеля Леграна в Тронном зале Екатерининского дворца. Ювелирно составленные программы каждого из десяти концертов основаны на максимальном выражении «принципа удовольствия»: блеск дворцовых интерьеров в них служит идеальным фоном для выступлений ярких солистов - певцов и инструменталистов из России, Европы и США. Художественный руководитель фестиваля Мария САФАРЬЯНЦ рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, как роскошь музыки и архитектуры год за годом улучшают культурно-политический климат страны.

Гений места движет фестиваль | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

- С каким настроением вы встречаете юбилей «Дворцов Санкт-Петербурга»?

- Как говорили древние греки, оптимизм - это воля, пессимизм - это настроение. Я философски отношусь к происходящему и, если у меня что-то получается, как это и происходит на протяжении четверти века, я просто говорю «спасибо».

- За эти двадцать пять лет в стране произошло немало изменений. Как они отражались на фестивале?

- История фестиваля - действительно история страны. Сегодня особенно любопытно оглядываться назад, в первые годы жизни «Дворцов». Наш фестиваль, созданный в 1990 году, был едва ли не первым инициативным фестивалем новой России. Только дирижер Константин Орбелян мог бесстрашно придумать такое, руководствуясь своей жизненной позицией: «Всегда можно выступить с инициативой, за нее не побьют». Во всяком случае в той стране, где он родился, - в Америке, стране предпринимательства, инициатива не была наказуемой. Но в России той поры сложностей было многовато. Не говоря о том, что такого прецедента - открывать музеи в вечернее время для публики - до нас и вовсе не было.

- Слово «дворцы» в названии фестиваля тоже говорит о больших переменах в культуре и обществе.

- Фестиваль создан на основе великого императорского наследия, его главное действующее лицо - дворцы, и гений места - его движущая сила.

У нас великая реставраторская школа, великие музейщики, спасавшие все, что могли. Моя семья была свидетелем героизма музейных сотрудников, которые спасали в Павловске убранство дворца.

- Да, былое имперское величие города после войны возвращали из руин.

- А с 2000 года началась новая страница в истории Петербурга как резиденции для приема высоких гостей со всего мира. Посмотрите, как много появилось здесь разных форумов, саммитов, на которых весь мир видит Россию через образ Санкт-Петербурга. Сюда пришли инвестиции, много всего было восстановлено и продолжает восстанавливаться. Наш фестиваль был свидетелем возрождения дворцов, залов, которые мы первыми открывали, давая в них концерты. В Александровском дворце мы устраивали концерт впервые после грустного 1917 года, когда там была арестована царская семья. Ротонда Мариинского дворца с потрясающей купольной акустикой после реставрации тоже была «освящена» нами. Зеркальный зал Шереметевского дворца, зал в Румянцевском особняке мы открывали. Залы, наполняясь музыкой, получают новую жизнь.

- «Дворцовый» фестиваль нуждается в той же поддержке, что и сами дворцы?

- Наше искусство не стадионное и должно быть дотационным - по-другому оно жить не может. А если учесть, что мы сами платим все аренды, то можно понять, как непросто нам приходится, потому что дотаций у нас нет. На протяжении довольно долгого периода мы получали лишь символическую помощь от государства, которой хватало с трудом на покрытие аренды. Поэтому фестиваль можно считать в том числе и «экономическим чудом».

- Как вы формируете программы?

- У нашего фестиваля нет цели создавать монографические концерты, чтобы дублировать филармонические программы или программы других концертных площадок города. Нам важно делать эксклюзивный, изысканный «продукт», а для этого в первую очередь отыскивать исполнителей, талантливых артистов. Мы открыли Петербургу выдающихся певиц - Рене Флеминг и Сондру Радвановски, блистательную меццо-сопрано Лучану д,Интино, уникальное контральто Эву Подлесь, потрясающих теноров Лоуренса Браунли и Стивена Костелло. В конце 1990-х, когда в Мариинском театре открылась Академия молодых певцов, мы с огромным удовольствием знакомили слушателей с молодым поколением исполнителей, которые выступали с невероятным энтузиазмом под аккомпанемент Ларисы Гергиевой. В нашем фестивале с удовольствием принимала участие и Аня Нетребко. Зарубежные музыканты с большим энтузиазмом реагируют на приглашение выступить во дворцах. Не скрою, что имидж имперского Петербурга поднимался и укреплялся в эти годы в том числе и благодаря нашему фестивалю.

- В этом году вы тоже удивляете публику, знакомя с одним из лучших контратеноров современности американцем Дэвидом Дэниэлсом. Легко удалось договориться с этим звездным певцом?

- Мы много лет сотрудничаем с агентством Askonas Holt, которое помогло и в этот раз. Дэниэлса мне давно хотелось пригласить. У него очень естественный голос, он прекрасный музыкант, обладает великолепной вокальной техникой в сочетании с инструментальностью мышления. В этом же концерте выступит сопрано Яна Иванилова, обладающая разносторонней культурой - как русской романсовой, русским барокко, так и европейской. Яна - уникальный музыкант, в ней нераздельно слиты культура и духовность.

- А вы на правах хозяйки «Дворцов» порадуете слушателей своим искусством?

- Я держу форму «играющего тренера» и у меня есть пример для подражания. Валерий Абисалович Гергиев тоже играющий тренер - сам подает пример, стоя за дирижерским пультом, как на капитанском мостике. Так и я на своем пространстве решаю все задачи - художественные, политические, стратегические, финансовые. Говорить со спонсорами, поверьте, значительно сложнее, чем выходить со скрипкой на сцену, где ты отвечаешь за результат, зная, что он зависит от того, сколько часов позанималась.

- Традиционные участники «Дворцов Петербурга» - итальянские певцы в этом году вновь станут хедлайнерами фестиваля.

- Итальянцы это заслужили. Артистический ген этого народа очень близок и нам: публика неизменно хорошо реагирует на афиши с итальянскими именами, что-то у людей в сознании щелкает. На открытии будет концертное исполнение оперы «Сельская честь» Масканьи с Кьярой Таиджи в партии Сантуццы и тенором Серхио Эскобаром в партии Туридду. Эту оперу я выбрала, потому что она совершенна, лаконична, безупречна по драматургии. Там затронута тема итальянской провинции, когда убийство из-за ревности еще не считалось юридическим преступлением, когда человеку с руками в крови аплодировали, как артисту, - это был национальный позор. И Масканьи не побоялся взяться за такую животрепещущую тему.

А в Большом зале Филармонии 28 июня я представлю двух великолепных певцов - Дарио ди Вьетри и Челлию Костеа. Красоты очень много. В Петергофе вечером 25 июня в нашу честь вечером включат фонтаны, тогда же там выступят саксофонист Федерико Мондельчи и аккордеонист Симоне Занкини - фестивальные корифеи, наши резиденты.

#фестиваль. «Дворцы Санкт-Петербурга»

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...