Гений им в помощь!

В Москве и Петербурге стартовал XV Международный конкурс им. Чайковского. Первыми начали состязаться пианисты и скрипачи в Москве. В среду эстафету приняли виолончелисты в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии.

Гений им в помощь! |

Конкурсу предшествовала относительно скромная, сугубо деловая пиар-кампания, во время которой, главным образом, Валерий Гергиев (сопредседатель конкурса) и Денис Мацуев (член жюри в номинации «Фортепиано») много и с гордостью рассказывали о мировом значении главного российского музыкального конкурса, об уникальных возможностях, которые он открывает победителям. Валерий Гергиев ставил в пример пианиста Даниила Трифонова, обладателя «Гран-при» четырнадцатого конкурса, который и в самом деле отправился завоевывать мир сразу по окончании состязания, заключив контракт с известной звукозаписывающей фирмой.

Главным нововведением этого года стала система голосования, заключающаяся в лаконичных «да» или «нет». В прошлый раз «голосовательное» новшество – электронная система подсчета баллов вызвала массу негодований и стала причиной крайне неожиданных результатов, удививших и самих членов жюри. Грандиозен призовой фонд конкурса, «Гран-при» которого составляет 100 тысяч долларов.

Как и в предыдущий раз, когда в оргкомитет конкурса вошел маэстро Гергиев, этот смотр исполнительских достижений в области академической музыки проводится в двух российских столицах. У такого формата были и остаются свои противники, в том числе и среди журналистов, прежде всего из-за того, что послушать представителей всех четырех номинаций не будет физической возможности, а путешествие на «Сапсане» – удовольствие не из дешевых. Впрочем, попадать во все залы можно будет совершенно бесплатно – с помощью Интернета: канал Medici.TV ведет на сайте конкурса прямые трансляции со всех московских и петербургских прослушиваний.

Четыре года назад «раздвоению» конкурса было важное оправдание – отсутствие акустически полноценных залов в Москве. Но в этом году в столице появился не только зал, но и целая новая филармония, пусть и расположенная далеко от центра – на юго-западе, в Олимпийской деревне. Но как бы то ни было, меломаны северной столицы рады возможности быть соучастниками главного музыкального события страны и мира. В этом году, как и в прошлом, в нашем городе будут соревноваться вокалисты, а скрипачи переехали в Москву, поменявшись с виолончелистами, которые уже начали здесь свою игру.

Конкурс Чайковского никогда не обходился без скандалов, размер которых подогревали, конечно же, болельщики – люди очень азартные и пристрастные. В этом году раздалось эхо скандала прошлого конкурса: пианиста Александра Лубянцева, не пропущенного в финал четыре года назад, за которого горой стояли критики, в этот раз не пустили даже на первый тур, прослушав в отборочном. Валерий Гергиев деликатно высказался, что «сыграл он хорошо», но на общем сильном фоне потерялся. Толерантный американец Питер Донохоу заявил, что «господин Лубянцев – не проигравший (is not a “loser”). Его просто не выбрали, вместе с двадцатью другими». Борис Березовский, сидящий в жюри пианистов, высказался чуть более конкретно, что Лубянцев не произвел на него «яркого впечатления».

У петербуржцев есть повод поболеть за Сергея Редькина – единственного пианиста, представляющего нашу Консерваторию (студент класса Александра Сандлера, плодовитого на талантливых учеников). Он уже произвел сильное впечатление на первом туре. Единственная петербурженка начала сражаться за награду в номинации «Скрипка» – Любовь Стекольщикова, ученица Михаила Гантварга.

Петербургскую виолончельную школу представляют на конкурсе сразу несколько музыкантов, что неудивительно, поскольку в жюри сидит виолончелист Сергей Ролдугин, глава петербургского Дома музыки. Среди них – Алексей Жилин, ученик Анатолия Никитина, концертмейстер группы виолончелей оркестра MusicAeterna, возглавляемого Теодором Курентзисом. У виолончелиста Ивана Сендецкого (также студента Анатолия Никитина в петербургской Консерватории) папа Олег Сендецкий – первая виолончель в оркестре Мариинского театра. У петербуржца Алексея Стадлера школа в родном крае окончилась на этапе колледжа им. Н. Римского-Корсакова, после чего он отправился в Веймар, в Высшую школу музыки им. Ф. Листа.

Какими бы ни были итоги конкурса, у ребят появилась редкая возможность на протяжении этих двух недель выступить не только перед публикой, но и перед солидным международным жюри, в которое входят музыканты мировой величины, представители исполнительской элиты. Вокалисты начнут свою схватку связок 23 июня, их конкурсные прослушивания будут проходить в зале Мусоргского на Новой сцене Мариинского театра, а финал – в Концертном зале Мариинки.

Церемония награждения лауреатов всех номинаций пройдет 1 июля в Москве в Концертном зале им. Чайковского, за которой последует два гала-концерта – 2 июля в Москве и 3 июля в Петербурге.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (5481) от 18.06.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?