Гений и его демоны. Чем интересна выставка Врубеля в Русском музее

В Корпусе Бенуа Русский музей открыл выставку Михаила Врубеля. Художник знаменит, его работы в постоянных экспозициях ведущих музеев страны. Но масштабного показа не было больше шести десятилетий. Для поколений зрителей эта выставка — открытие.

Гений и его демоны. Чем интересна выставка Врубеля в Русском музее | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Врубель один из любимых художников. Видеть его выставку в такой полноте — удача. Особенно в наше время, когда трудно собирать работы, перевозить, даже оформлять. Мы все преодолели, — рассказывает заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. — Кроме работ из нашего собрания в состав выставки вошли произведения из Третьяковской галереи. Нам дали почти все, что мы просили, за небольшим исключением. К примеру, картину «Демон поверженный» нельзя перемещать из‑за состояния сохранности. Огромная «Принцесса Греза» не поместилась бы в залах Корпуса Бенуа. Выставка строится не по хронологии и не по тематике. Главное — показать гениальность Врубеля в драматургии, в цвете, в графических решениях.

Он был невероятно одарен: писал иконы и фрески, работал с мозаикой, создавал эскизы театральных костюмов и декорации, огромные живописные полотна и рисунки. В анфиладе Корпуса Бенуа больше двухсот произведений, относящихся к разным периодам жизни и творчества художника. Здесь «Принцесса-Лебедь», «Богатырь», «Шестикрылый Серафим», «Пророк» и другие признанные шедевры. Но на выставке можно увидеть и работы, мало известные зрителю, много графики.

К учебе в Академии художеств относятся автопортреты и навеянная Шекспиром работа «Гамлет и Офелия» из собрания Третьяковской галереи. Эскизы «Воскресенье» и «Богоматерь с младенцем», опять же из московского музея, созданы в Киеве, куда Врубель был приглашен для реставрации церквей и написания икон.

Лучшее время в жизни художника пришлось на Москву. Здесь он написал знаменитые картины «Пан», «Богатырь», «Царевна-Лебедь», «Утро». Много портретов жены и музы Врубеля — певицы Надежды Забелы. На выставке соединились две части картины «Пророк». Считая работу незавершенной, Врубель ее разрезал. Нижняя часть стала фоном для портрета жены. Не сомневаясь в собственной гениальности, художник мало ценил работы, часто писал одну поверх другой.

В зале рядом с двумя огромными картинами с изображением цветущей сирени — полотна «Демон сидящий» из Третьяковки и «Летящий демон» из Русского музея. К образу демона художник возвращался много раз в картинах, рисунках, скульптуре. Он писал, что его демона не понимают, путают с чертом и дьяволом. В то время как он — творческая душа, дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный и при всем том — величавый и властный.

Самый знаменитый образ — «Демон поверженный» — стал и самым трудным для художника: он работал над ним по многу часов, переписывал лицо снова и снова, лишился сна. Третьяковская галерея отказалась купить картину. Многочисленные изображения демона в картинах, скульптурах и рисунках воспринимались окружающими как навязчивая идея. Они закрепили за Врубелем имидж художника непонятного и странного.

Современники не принимали Врубеля. Он не разделял идей предшественников — передвижников, не был близок к русским импрессионистам. Создавал собственный, придуманный, фантастический мир — русалки, демоны, сказочные царевны и принцессы. Манера Врубеля необычна для его времени. Его много и нещадно ругали, в том числе Стасов и Горький. Считалось, что художник портит красивый сюжет, его живопись слишком темная, декоративная, стирает глубину замысла.

Неудачи в жизни преследовали Врубеля, критики доводили до изнеможения, заказчики отказывались принимать работы. В 1901 году он оказался в больнице.

Из оставшихся восьми лет жизни на творчество Врубелю было отпущено только четыре. В период душевной болезни он продолжал работать, писал «Пророка», портреты жены, множество автопортретов. В последнем зале в витринах рисунки, сделанные в клинике. Он не выпускал карандаш из рук и там.

Одна из последних больших картин Врубеля — «Шестикрылый Серафим», она и завершает выставку.


#выставка #Русский музей #художники #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (7185) от 08.06.2022 под заголовком «Гений и его демоны».


Комментарии