Гений и его демоны. Чем интересна выставка Врубеля в Русском музее

В Корпусе Бенуа Русский музей открыл выставку Михаила Врубеля. Художник знаменит, его работы в постоянных экспозициях ведущих музеев страны. Но масштабного показа не было больше шести десятилетий. Для поколений зрителей эта выставка — открытие.

Гений и его демоны. Чем интересна выставка Врубеля в Русском музее | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Врубель один из любимых художников. Видеть его выставку в такой полноте — удача. Особенно в наше время, когда трудно собирать работы, перевозить, даже оформлять. Мы все преодолели, — рассказывает заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. — Кроме работ из нашего собрания в состав выставки вошли произведения из Третьяковской галереи. Нам дали почти все, что мы просили, за небольшим исключением. К примеру, картину «Демон поверженный» нельзя перемещать из‑за состояния сохранности. Огромная «Принцесса Греза» не поместилась бы в залах Корпуса Бенуа. Выставка строится не по хронологии и не по тематике. Главное — показать гениальность Врубеля в драматургии, в цвете, в графических решениях.

Он был невероятно одарен: писал иконы и фрески, работал с мозаикой, создавал эскизы театральных костюмов и декорации, огромные живописные полотна и рисунки. В анфиладе Корпуса Бенуа больше двухсот произведений, относящихся к разным периодам жизни и творчества художника. Здесь «Принцесса-Лебедь», «Богатырь», «Шестикрылый Серафим», «Пророк» и другие признанные шедевры. Но на выставке можно увидеть и работы, мало известные зрителю, много графики.

К учебе в Академии художеств относятся автопортреты и навеянная Шекспиром работа «Гамлет и Офелия» из собрания Третьяковской галереи. Эскизы «Воскресенье» и «Богоматерь с младенцем», опять же из московского музея, созданы в Киеве, куда Врубель был приглашен для реставрации церквей и написания икон.

Лучшее время в жизни художника пришлось на Москву. Здесь он написал знаменитые картины «Пан», «Богатырь», «Царевна-Лебедь», «Утро». Много портретов жены и музы Врубеля — певицы Надежды Забелы. На выставке соединились две части картины «Пророк». Считая работу незавершенной, Врубель ее разрезал. Нижняя часть стала фоном для портрета жены. Не сомневаясь в собственной гениальности, художник мало ценил работы, часто писал одну поверх другой.

В зале рядом с двумя огромными картинами с изображением цветущей сирени — полотна «Демон сидящий» из Третьяковки и «Летящий демон» из Русского музея. К образу демона художник возвращался много раз в картинах, рисунках, скульптуре. Он писал, что его демона не понимают, путают с чертом и дьяволом. В то время как он — творческая душа, дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный и при всем том — величавый и властный.

Самый знаменитый образ — «Демон поверженный» — стал и самым трудным для художника: он работал над ним по многу часов, переписывал лицо снова и снова, лишился сна. Третьяковская галерея отказалась купить картину. Многочисленные изображения демона в картинах, скульптурах и рисунках воспринимались окружающими как навязчивая идея. Они закрепили за Врубелем имидж художника непонятного и странного.

Современники не принимали Врубеля. Он не разделял идей предшественников — передвижников, не был близок к русским импрессионистам. Создавал собственный, придуманный, фантастический мир — русалки, демоны, сказочные царевны и принцессы. Манера Врубеля необычна для его времени. Его много и нещадно ругали, в том числе Стасов и Горький. Считалось, что художник портит красивый сюжет, его живопись слишком темная, декоративная, стирает глубину замысла.

Неудачи в жизни преследовали Врубеля, критики доводили до изнеможения, заказчики отказывались принимать работы. В 1901 году он оказался в больнице.

Из оставшихся восьми лет жизни на творчество Врубелю было отпущено только четыре. В период душевной болезни он продолжал работать, писал «Пророка», портреты жены, множество автопортретов. В последнем зале в витринах рисунки, сделанные в клинике. Он не выпускал карандаш из рук и там.

Одна из последних больших картин Врубеля — «Шестикрылый Серафим», она и завершает выставку.


#выставка #Русский музей #художники #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (7185) от 08.06.2022 под заголовком «Гений и его демоны».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?