Генералами не рождаются. Сергею Паршину исполнилось 70 лет
28 мая народному артисту России Сергею Паршину исполнилось 70 лет.
ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС
«Плох тот солдат…» — это не про Паршина. В генералы он не рвался, зато солдатом был — хоть куда. Вот и слава пришла к Сергею Паршину благодаря его доблестной службе… в царской армии.
Еще студентом пришел он в главный театр своей жизни — Александринский, который тогда назывался Театром драмы им. А. С. Пушкина, — но поначалу не мог надеяться ни на большие роли, ни на горячую любовь публики. В 1970‑х там были другие «первачи». Максимум, что по‑настоящему удалось молодому артисту, — сыграть Труффальдино в «Зеленой птичке» Карло Гоцци. И все же… Помню, как попала на премьеру чеховского «Иванова». Заглавную роль играл, естественно, Игорь Горбачев, что никого не удивило. Но стоило выйти на сцену персонажу по имени Миша Боркин, как в зале оживились и зашептали: «Варежкин… Варежкин… Это же солдат Варежкин…» — и исполнитель небольшой роли тут же попал в центр внимания и сорвал аплодисменты.
Я, признаться, не сразу поняла причину ажитации (наверное, потому что по утрам телевизор не смотрела). В ЛГИТМиКе Сергей Паршин у многих вызывал симпатии, у него были прекрасные учителя — Василий Васильевич Меркурьев и Ирина Всеволодовна Мейерхольд, они прочили артисту блестящее будущее. Но «проснуться знаменитым» ему было суждено вовсе не из‑за театральных дебютов.
Первое актерское счастье он обрел в «телесериале», рожденном в знаменитой питерской литдраме — редакции литературно-драматических передач Ленинградского телевидения. Программа адресована была детям, называлась «Сказка за сказкой» и выходила в эфир на протяжении 20 лет. Ведущим ее был солдат Иван Варежкин в исполнении Сергея Паршина. Русые кудри, пшеничные усы, приятный тембр голоса, песня про молодца удалого, что «соловьем засвищет», и русская народная сказка в придачу… Писем солдату приходило, наверное, не меньше, чем Ихтиандру после фильма «Человек-амфибия». До сих пор в соцсетях можно прочесть признания от повзрослевшей малышни: «Спасибо за счастливое детство!».
Лучами славы Иван Паршин, однако, не упивался. Много и с каждым годом все больше играл в театре, в кино снимался. Там его впервые заметили опять же в сериале и тоже на царской службе — в роли Алексашки Меншикова («Россия молодая»). При всех соблазнах экранной популярности актер оставался верен театру. К слову, успех ему сопутствовал и «заэкранный»: список озвученных им персонажей необычайно велик, даже перечислять не берусь, начиная от «Регтайма» и «Просто Марии» до «Смурфиков». Мои любимые — граф Дракула и кот Снежок. На питерском радио голос Паршина — голос петербургской культуры — звучит неустанно: стихи и проза, классика и новая литература.
Есть такой тип мужчин, которые с годами становятся не то что краше (это не критерий!) — интереснее. Сергей Иванович из их числа. Даже в сериалах его облик солидного положительного джентльмена — неотразим. А уж когда в генеральской форме… В театре тоже обрел свои роли — в диапазоне от «благородных отцов» до бомжей — в зрелые годы. И потому, что стал профессионально пластичным, много чего насмотревшись в жизни и на сцене. И оттого, что его «вдруг» разглядели режиссеры — и «тяжеловесы» вроде Александра Белинского и Арсения Сагальчика, и тогдашняя младшая группа (Александр Галибин, Андрей Могучий, Геннадий Тростянецкий, Роман Смирнов). До сих пор памятны его герои 1990‑х — из спектаклей «Изотов», «Орнитология», «Сказание о царе Петре и сыне его Алексее», которые осваивали язык и характеры новой российской драмы.
Состоялся и альянс артиста с Валерием Фокиным. Сначала в «Ревизоре» мы увидели совершенно неожиданного Городничего — Сергея Паршина (доброго, рачительного и щедрого: сам ворует и другим дает) в дуэте со столь же нестандартным Хлестаковым — Алексеем Девотченко. За этой принципиальной работой последовали и другие. Столичный авангардист Фокин, похоже, нашел в «театре прославленных мастеров», как привычно и далеко не точно именовали Александринку, ту самую опору, без которой новаторство — пустой звук. Не без вызова новый худрук обращался к названиям, некогда составлявшим славу театра (и при Мейерхольде, и при Вивьене), однако само распределение ролей говорило о переосмыслении классики, об актуальности других ракурсов, «смене оптики». В этом контексте Сергей Паршин в составе «старой гвардии» (куда попал до срока, очевидно, по блату) пригодился на всех крутых поворотах генеральной линии театра.
Продолживший династию Иван Паршин, что называется, «яблоко от яблони»: и сцена, и сериалы, и дубляж — все при нем. Очевидцы рассказывают, что Фокин-мл., Кирилл, увидев Ивана в «Ревизоре», попенял отцу: «Папа, это же Бизон из «Морских дьяволов»! А у тебя он какого‑то Мишку играет!». Поколение next зрит в корень.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 95 (7178) от 30.05.2022 под заголовком «Генералами не рождаются».
Комментарии