В Инженерном замке показали работы военного врача и лидера русского авангарда

В Инженерном замке Русского музея открылась выставка «Николай Кульбин», отмечающая 150-летие со дня рождения необычного человека, военного врача в чине генерала, ставшего в начале ХХ века лидером русского авангарда. Она будет одинаково интересна как любопытным неофитам, так и избалованным эстетам.

В Инженерном замке показали работы военного врача и лидера русского авангарда  | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В экспозиции — сто картин и рисунков, несколько интересных афиш, писем и других документов. Основу составили произведения из ГРМ, крупнейшего держателя наследия Кульбина. Несколько вещей из других музеев и частных коллекций удачно ее дополняют.

Николай Кульбин (1868 — 1917) вышел из самых низов. Сын штабного писаря и солдатской дочери с отличием окончил Военно-медицинскую академию. Защитил диссертацию о последствиях отравления фальшивым алкоголем. Но еще в 20-летнем возрасте посещал рисовальные классы Императорского общества поощрения художеств. В тот момент выбор пути не был очевиден.

Много лет спустя острый на язык литератор Георгий Иванов заметил в своих мемуарах, что накануне 40-летия Кульбину на Троицком мосту было видение — «не тем занимаешься». Скорее всего, это легенда.

Факты таковы. В 1908 году Кульбин создал объединение «Треугольник» (Знание-Любовь-Воля), в которое вошли, в частности, Елена Гуро и Михаил Матюшин. Он выступил в качестве куратора обзорной выставки «Современные течения в искусстве». В 1910-м опубликовал статью «Свободное искусство как основа жизни». На нынешней выставке представлена афиша двух лекций Кульбина с тем же названием. Они состоялись в 1909 году в Тенишевском училище.

С первых и до последних дней существования кабаре «Бродячая собака» Кульбин участвовал в его деятельности, расписал один из интерьеров, проводил диспуты. К этому времени относится картина из частного собрания «Красная карусель», где Кульбин изображает себя в виде мистического персонажа с оранжевой головой, отделенной от тела, в окружении прекрасных «одалисок».

В 1913 году он создает эскизы костюмов и декораций к спектаклям Николая Евреинова, режиссера и теоретика театра, для его постановки «Шесть красавиц, не похожих друг на друга». Эскизы также представлены в Инженерном замке. Евреинову, который был с Кульбиным «сразу на ты», принадлежит несколько метких характеристик: «Приват-доцент Военно-медицинской академии и художник, отрицающий анатомию в искусстве. Действительный статский советник и глава русских футуристов, друг Маринетти и Крученых! Врач Генерального штаба и проповедник лозунга: «Довольно чинить разбитые горшки — надо делать новые!». Не было и не будет такого».

В 1914 году Кульбин организует приезд в Петербург основателя футуризма Филиппо Томазо Маринетти. На лекцию мэтра пришли с листовками Велимир Хлебников и Бенедикт Лившиц, чтобы агитировать за русский футуризм против итальянского. Кульбин наорал на них, проворно вырвал и растоптал все бумажки, но это не испортило их дальнейшие отношения.

Жизнь Кульбина завершилась трагически. В первые дни Февральской революции искренне принявший ее художник пошел дежурить в отряд народной милиции. От некачественного черного хлеба резко обострилась язва желудка, Кульбин скончался через несколько дней. Потерю остро ощутили его собратья по цеху. В голодном и холодном 1918 году в Петрограде в Художественном бюро Надежды Добычиной состоялась посмертная выставка Кульбина из 270 произведений. Теперь они рассеяны по всему свету.

Выставка в Инженерном замке построена на контрастном сочетании двух сюжетов. Это ранние (если так можно сказать о художнике, работавшем всего 10 лет) пейзажи — «Река Славянка», «Берег в Куоккале» и другие. В них заметно дилетантское подражание постимпрессионистам и символистам. Совсем иное — сделанные уверенной рукой несколькими штрихами углем точные портреты соратников и современников — Хлебникова, Кузмина, Сологуба, Чуковского, Куприна. Сейчас ни одно серьезное издание этих писателей не обходится без кульбинских портретов.

Выставка посвящена памяти Евгения Ковтуна (1928 — 1996), сотрудника ГРМ, первого исследователя творчества Кульбина.

#культура #выставка #авангард #живопись

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (6261) от 04.09.2018 под заголовком «Генерал медицины и футуризма».


Комментарии