«Где водятся стихи?»
Название – «ПОЭЗИЯ. Учебник» – воспринимается как оксюморон, что-то вроде «Мертвых душ». Кто это будет читать? Какие старшеклассники, какие студенты первых курсов, названные адресатами учебника в аннотации? Такой огромной, почти 900-страничной книгой можно убить. Преодолевая внутреннее сопротивление, открыла и прочитала одну страницу, другую, потом оглавление – от первого раздела «Что такое поэзия» до предпоследнего «Где водятся стихи?»... Вывод: эта необычная книга не просто нужна – необходима.

Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com
Читать книгу можно по-разному: в ней перемежаются статьи о поэзии и стихи. Статьи самые разные – вполне традиционные: о метрике, рифме, поэтических жанрах – и неожиданные: о поэтической идентичности, поэзии в контексте философии и науки, мультимедийного целого... Но главное открытие книги – в подборе стихов. Их много – примерно половина огромного тома, и половина этой половины – стихи, написанные после 1960 года поэтами, о существовании которых я, например, и не подозревала. Так что можно читать книгу как хрестоматию, можно как сборник статей, можно пользоваться ею как справочником...
Я читала как просто книгу – от первой страницы до последней, чем дальше, тем больше погружаясь в поток авторской мысли. Интересно, что при семи разных авторах книга воспринимается как единое целое. Отдельные голоса не сливаются, но звучат гармонической полифонией. Объяснение – в точно найденной общей интонации дружеского разговора с читателем, в умении рассказать о сложном простым и живым языком. Единство книги создается несколькими важными, проведенными от начала и до конца идеями.
Прежде всего это мысль о том, что поэзия – высшая форма существования языка, заставляющая нас вглядываться в то, что происходит с языком вообще. Поэты – наиболее чуткие к языку люди – первыми воплощают в слове то, что позже входит в речь многих, становится достоянием языка. Потому одна из важнейших функций поэзии – развитие языка. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить наш язык до и после Пушкина и Вяземского, осознать и оценить изменение речи культурных людей под влиянием поэтов Серебряного века. Я читала в «ПОЭЗИИ» стихи совершенно мне не известных раньше Всеволода Некрасова, Владимира Бурича, Андрея Родионова – и вглядывалась в то, о чем днем позже дискутировали ученые-лингвисты в Интернете, – в изменение системы употребления знаков препинания. Сначала – поэты, потом – ученые, далее – везде.
Когда-то Маяковский, имея в виду себя и классиков, сказал: «Мы – общей лирики лента». Авторы книги замечательно реализовали эту метафору. Только в конце учебника появляется список цитируемых и упоминаемых поэтов в хронологическом порядке – от XVII века до начала XXI, с отдельным перечнем зарубежных авторов. На всем протяжении книги авторские размышления иллюстрируют стихи поэтов самых разных эпох, вне всяческих направлений и иерархий. И как же интересно читаются расположенные рядом, встык, стихотворение Есенина «О красном вечере задумалась дорога...» и «В деревне Бог живет не по углам...» Бродского. Как высвечивают друг друга «Теперь Освенцим часто снится мне...» Слуцкого и почти за столетие до него написанное «Памяти Нептуна» Апухтина. Неожиданное соседство открывает в стихах новые качества, смелый монтаж взрывает устоявшиеся представления, учит мыслить свободно.
Так мыслят создатели книги. Потому даже у самых знаменитых поэтов они выбирают для читательских размышлений совсем не хрестоматийные стихи. И тем самым заново открывают кажущееся известным. Так открылся в неожиданных сопоставлениях и ракурсах Николай Некрасов, быть может, самый замученный, чтобы не сказать – убитый, школьным изучением русский поэт. К его стихам, как и ко всем прочим, авторы обращаются многократно. Стихи, помещенные в одном разделе книги, вспоминаются, появляются в качестве отсыла для чтения и размышления в других. И это постоянное ненавязчивое предложение перечитать стихи под новым углом зрения, вглядеться в них – в каждую фразу, слово, знак препинания – учит читать поэзию.
Авторы книги учат нас тому, что «в искусстве все неважное может однажды сделаться важным». Потому предлагают вдуматься в то, что поначалу кажется ошибкой, нарушением нормы, вызывает раздражение. И оказывается, что внимательным надо быть и к орфографическим ошибкам, у Хармса, например, и к странному употреблению рода слова в строчках Дмитрия А. Пригова «Огромный женский человек//В младого юношу влюбился», и даже к особенностям написания букв в «листовертнях» Дмитрия Авалиани. То, что кажется ошибкой, может быть значимым. Непонимание продуктивно – оно меняет наше отношение не только к стихам, но и к окружающему в целом.
За строгой, стильной и, как оказалось, очень значимой обложкой живет невероятно живая, внутренне подвижная, удивительно интеллигентная книга. Ее создатели – лингвисты и поэты, точнее, лингвисты-поэты, среди которых три лауреата престижной премии Андрея Белого, одновременно поэта и исследователя поэзии. Книга вышла под эгидой Института языкознания РАН, где автор идеи учебника Наталия Азарова возглавляет Центр лингвистических исследований мировой поэзии. На презентации книги в Музее Ахматовой говорили, что вскоре появится ее расширенная электронная версия. Как это все интересно и сколько еще открытий чудных нам, читателям, сулит.
Поэзия. Учебник / Н. М. Азарова, К. М. Корчагин, Д. В. Кузьмин, В. А. Плунгян и др. – М.: ОГИ, 2016.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5743) от 14.07.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии