«Где водятся стихи?»

Название – «ПОЭЗИЯ. Учебник» – воспринимается как оксюморон, что-то вроде «Мертвых душ». Кто это будет читать? Какие старшеклассники, какие студенты первых курсов, названные адресатами учебника в аннотации? Такой огромной, почти 900-страничной книгой можно убить. Преодолевая внутреннее сопротивление, открыла и прочитала одну страницу, другую, потом оглавление – от первого раздела «Что такое поэзия» до предпоследнего «Где водятся стихи?»... Вывод: эта необычная книга не просто нужна – необходима.

«Где водятся стихи?» | Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Читать книгу можно по-разному: в ней перемежаются статьи о поэзии и стихи. Статьи самые разные – вполне традиционные: о метрике, рифме, поэтических жанрах – и неожиданные: о поэтической идентичности, поэзии в контексте философии и науки, мультимедийного целого... Но главное открытие книги – в подборе стихов. Их много – примерно половина огромного тома, и половина этой половины – стихи, написанные после 1960 года поэтами, о существовании которых я, например, и не подозревала. Так что можно читать книгу как хрестоматию, можно как сборник статей, можно пользоваться ею как справочником...

Я читала как просто книгу – от первой страницы до последней, чем дальше, тем больше погружаясь в поток авторской мысли. Интересно, что при семи разных авторах книга воспринимается как единое целое. Отдельные голоса не сливаются, но звучат гармонической полифонией. Объяснение – в точно найденной общей интонации дружеского разговора с читателем, в умении рассказать о сложном простым и живым языком. Единство книги создается несколькими важными, проведенными от начала и до конца идеями.

Прежде всего это мысль о том, что поэзия – высшая форма существования языка, заставляющая нас вглядываться в то, что происходит с языком вообще. Поэты – наиболее чуткие к языку люди – первыми воплощают в слове то, что позже входит в речь многих, становится достоянием языка. Потому одна из важнейших функций поэзии – развитие языка. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить наш язык до и после Пушкина и Вяземского, осознать и оценить изменение речи культурных людей под влиянием поэтов Серебряного века. Я читала в «ПОЭЗИИ» стихи совершенно мне не известных раньше Всеволода Некрасова, Владимира Бурича, Андрея Родионова – и вглядывалась в то, о чем днем позже дискутировали ученые-лингвисты в Интернете, – в изменение системы употребления знаков препинания. Сначала – поэты, потом – ученые, далее – везде.

Когда-то Маяковский, имея в виду себя и классиков, сказал: «Мы – общей лирики лента». Авторы книги замечательно реализовали эту метафору. Только в конце учебника появляется список цитируемых и упоминаемых поэтов в хронологическом порядке – от XVII века до начала XXI, с отдельным перечнем зарубежных авторов. На всем протяжении книги авторские размышления иллюстрируют стихи поэтов самых разных эпох, вне всяческих направлений и иерархий. И как же интересно читаются расположенные рядом, встык, стихотворение Есенина «О красном вечере задумалась дорога...» и «В деревне Бог живет не по углам...» Бродского. Как высвечивают друг друга «Теперь Освенцим часто снится мне...» Слуцкого и почти за столетие до него написанное «Памяти Нептуна» Апухтина. Неожиданное соседство открывает в стихах новые качества, смелый монтаж взрывает устоявшиеся представления, учит мыслить свободно.

Так мыслят создатели книги. Потому даже у самых знаменитых поэтов они выбирают для читательских размышлений совсем не хрестоматийные стихи. И тем самым заново открывают кажущееся известным. Так открылся в неожиданных сопоставлениях и ракурсах Николай Некрасов, быть может, самый замученный, чтобы не сказать – убитый, школьным изучением русский поэт. К его стихам, как и ко всем прочим, авторы обращаются многократно. Стихи, помещенные в одном разделе книги, вспоминаются, появляются в качестве отсыла для чтения и размышления в других. И это постоянное ненавязчивое предложение перечитать стихи под новым углом зрения, вглядеться в них – в каждую фразу, слово, знак препинания – учит читать поэзию.

Авторы книги учат нас тому, что «в искусстве все неважное может однажды сделаться важным». Потому предлагают вдуматься в то, что поначалу кажется ошибкой, нарушением нормы, вызывает раздражение. И оказывается, что внимательным надо быть и к орфографическим ошибкам, у Хармса, например, и к странному употреблению рода слова в строчках Дмитрия А. Пригова «Огромный женский человек//В младого юношу влюбился», и даже к особенностям написания букв в «листовертнях» Дмитрия Авалиани. То, что кажется ошибкой, может быть значимым. Непонимание продуктивно – оно меняет наше отношение не только к стихам, но и к окружающему в целом.

За строгой, стильной и, как оказалось, очень значимой обложкой живет невероятно живая, внутренне подвижная, удивительно интеллигентная книга. Ее создатели – лингвисты и поэты, точнее, лингвисты-поэты, среди которых три лауреата престижной премии Андрея Белого, одновременно поэта и исследователя поэзии. Книга вышла под эгидой Института языкознания РАН, где автор идеи учебника Наталия Азарова возглавляет Центр лингвистических исследований мировой поэзии. На презентации книги в Музее Ахматовой говорили, что вскоре появится ее расширенная электронная версия. Как это все интересно и сколько еще открытий чудных нам, читателям, сулит.

Поэзия. Учебник / Н. М. Азарова, К. М. Корчагин, Д. В. Кузьмин, В. А. Плунгян и др. – М.: ОГИ, 2016.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5743) от 14.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...