Где царь играл на трубе

30 мая исполнится 250 лет с того момента, когда был заложен первый камень в основание Гатчинского дворца, знаменитого творения Антонио Ринальди.

Но торжества по случаю юбилея начнутся в Гатчине сегодня, в день рождения императора Александра III, который особенно любил эту резиденцию.

Где царь играл на трубе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Когда приезжаешь в Гатчину и видишь издалека сумрачные стены с башенками, кажется, будто попал в какой-нибудь фильм вроде «Аббатство Даунтон».

Антонио Ринальди построил его как охотничий замок. Екатерина II подарила дворец своему фавориту Григорию Орлову. Но он недолго владел им, в 1783 году умер. Сегодня о графе Орлове напоминает лишь колонна Орла в парке, которую открыли после реставрации осенью прошлого года.

Екатерина выкупила имение у графских наследников для своего сына Павла Петровича. Винченцо Бренна приспособил дворец под императорскую резиденцию.

В середине XIX века архитектор Роман Кузьмин реконструировал по велению Николая I оба каре дворца и центральный корпус, изменил некоторые интерьеры по моде времени.

Сегодня в рисунке паркетов, росписи стен, завитках лепнины можно найти автографы этих архитекторов.

Дворец помнит всех императоров России, начиная с Павла I и заканчивая Николаем II. Но особенно любил Гатчину Александр III. Здесь, в «милой Гатчине», он прожил почти безвылазно 13 лет. Иногда его даже называли «гатчинским затворником».

– 10 марта мы открываем после реставрации весь третий этаж Центрального корпуса, – порадовал директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов. – В 13 залах будет развернута большая экспозиция «В любимых царских резиденциях», сделанная нами совместно с ГМЗ «Царское Село» и «Петергоф». Значительная часть материала – это коллекция Александровского дворца, который закрывается на длительную реставрацию и ремонт. На это время она переезжает к нам.

Мы покажем типовые интерьеры – и мужской половины, где были кабинет, приемная, бильярдная и курительная, и женской – гардеробная, фарфорная, детская комнаты.

Всех, кому любопытно посмотреть на то, как жили цари, приглашаю к нам!

Во время Великой Отечественной войны Гатчина не была полностью разрушена в отличие от других пригородных дворцов. Но дворец сильно пострадал от пожара, который возник, когда немцы отступали.

– После войны началось восстановление всех заповедников, кроме Гатчинского дворца, – посетовал Василий Панкратов. – Дворец вернулся к музейной жизни только в 1985 году, когда остальные пригороды уже были отреставрированы. Потом настала перестройка, экономические проблемы, на реставрационные работы средства не выделялись. Лишь с 2009 года пошли деньги на реставрацию.

Юбилей – хороший повод, чтобы напомнить городу и миру о значении Гатчины, рассказать об ее уникальности и красоте.

30 мая, непосредственно в день юбилея дворца, откроется для посетителей весь Восточный полуциркуль со знаменитой Греческой галереей.

В этот же день начнется первый международный фестиваль духовых инструментов. Он посвящен Александру III, который сам играл на трубе.

Следующий этап празднования пройдет осенью. 1 октября, в день рождения Павла I, который в Гатчине тоже всегда отмечают, откроются после реставрации его личные покои на первом этаже.

А в декабре, в рамках Санкт-Петербургского культурного форума, будет полностью открыто Арсенальное каре дворца. К этому моменту предполагается завершить реставрацию дворцовых фасадов, парадной мраморной лестницы, прилегающих к ней помещений и второго этажа, где располагались покои Александра III.

В июне в Гатчине под открытым небом покажут оперетту Николая Стрельникова «Холопка».

– Это не перенос постановки, которую осуществлял у нас Александр Петров, – это самостоятельная версия, созданная специально для показа в Гатчине, – сообщил директор Театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф. – Если творческое сотрудничество с ГМЗ «Гатчина» будет успешным, то можно будет организовать в этом месте свой театральный фестиваль наподобие оперного, который каждый год проходит в финском городе Савонлинне, или фестиваля оперетты в Мербише, в Австрии.

В этом году Гатчина примет участие в фестивале «Опера всем».

16 июля на плацу перед Гатчинским дворцом покажут оперу Рихарда Вагнера «Тангейзер». Об этом представлении рассказала Юлия Стрижак, директор театра «Мюзик-холл»:

– Гатчина как нельзя лучше подходит для постановки этой романтической рыцарской оперы на прекрасный средневековый сюжет: здесь дворец, резиденция самого романтичного из российских императоров Павла I, здесь мальтийские знаки, суровая прекрасная архитектура... Можно назвать это гением места. Все интриги, все повороты сюжета будут представлены, надеемся, так, как задумал автор.

Режиссером-постановщиком выступит Виктор Высоцкий, дирижировать будет Сергей Стадлер, а главную партию исполнит солист Мариинского театра Август Амонов.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (5657) от 10.03.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?