Где отдохнуть с 24 по 30 ноября

Где отдохнуть с 24 по 30 ноября | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля<br>Сцена из спектакля «Гобо. Цифровой глоссарий».

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля
Сцена из спектакля «Гобо. Цифровой глоссарий».

Непредсказуемые «ахейцы»

С 21 ноября по 7 декабря поклонники будут праздновать 25-летие Инженерного театра АХЕ.

На протяжении четверти века Максим Исаев и Павел Семченко повышают в театральном пространстве нашего города градус творческого безумия. Каждый спектакль «ахейцев» абсурднее предыдущего. И они сами со временем становятся еще более непредсказуемыми. Их спектакли лишены слов, но при этом повествовательны, насыщены событиями и крутыми поворотами сюжета. Главные инженеры современного российского театра ведут повествование с помощью вещей и прочих визуальных метафор. Новейшие технологии они тоже успешно используют.

За эти годы театр АХЕ, начинавший с перформансов и художественных акций, превратился в то, что сейчас называется модным словом «бренд». АХЕ — это бренд петербургского авангарда.

По случаю юбилея пройдут два события: с 21 по 23 ноября на Малой сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова состоятся премьерные показы спектакля «Между двумя», основанного на тибетской книге мертвых «Бардо Тодол» (помните, что с каждым спектаклем абсурд искусства этих выдумщиков нарастает).

C 25 ноября по 7 декабря на площадке «Скороход» можно увидеть спектакли прошлых лет: «Гобо. Цифровой глоссарий» (номинация на премию «Золотая маска», «Г-н Кармен» (участник Эдинбургского фестиваля, также номинированный на «Золотую маску»), «Каталог героя» и самый титулованный спектакль «Белая кабина», получивший приз критиков за лучший спектакль на немецких фестивалях Unidram и Arena и две премии Эдинбургского фестиваля — Fringe First и Total theatre award.


Главный штаб:
время пошло

Две выставки открыл Эрмитаж на новой площадке.

«Дада и сюрреализм из собрания музея Израиля» показывает живописные произведения, скульптуру, коллажи, фотографии художников XX столетия, не представленных в собрании Эрмитажа. Особый интерес вызывают работы Марселя Дюшана, Ман Рея, Рене Магритта, Жана Миро. Влияние дадаизма и сюрреализма на мир искусства было весьма продолжительным, поэтому в состав экспозиции вошли и более поздние работы — произведения Джозефа Корнелла, Брассая и Александра Колдера.

Выставка дает представление о дадаизме и сюрреализме как об универсальных интеллектуальных и идеологических движениях. Представители этих течений бросили вызов традициям, применив новаторские материалы и подходы, изменившие язык искусства.

Вторая выставка — «Марике ван Вармердам. Время идет» — первый проект Эрмитажа, целиком посвященный одному из самых активно развивающихся направлений современного искусства — видеоарту. Этой выставкой отдел современного искусства начинает серию проектов, направленных на знакомство посетителей музея с классическими образцами этого жанра и с творчеством молодых авторов.

Марике ван Вармердам — голландская художница, работающая с различными медиа — от скульптуры и живописи до фотографии и видео. Она получила известность благодаря своим коротким закольцованным фильмам. Первый крупный международный успех пришел к ней в 1995 году на Венецианской биеннале. Впоследствии она принимала участие в многочисленных выставках. В 2011 году музей Бойманса ван Бенингена в Роттердаме подготовил большую ретроспективу художницы. Ее работы представлены в таких музеях, как «Стеделейк» (Амстердам), Институт современного искусства (Бостон) и Центр Помпиду (Париж).


«Томление» неутомимой труппы

30 ноября в Каменноостровском театре БДТ им. Г. А. Товстоногова представит очередную премьеру, впрочем, долгожданную. О том, что на новой сцене БДТ эстонский режиссер Эльмо Нюганен будет ставить спектакль по мотивам Чехова, театралы узнали еще в прошлом году.


Для своей второй постановки в БДТ Эльмо Нюганен выбрал пьесу «Томление» британского драматурга Уильяма Бойда. За основу Бойд — крупный исследователь творчества А. П. Чехова — взял два рассказа русского писателя «У знакомых» и «Моя жизнь». Но в этой истории явственно чувствуется попытка автора уловить общий для всех произведений Чехова лейтмотив, в ней слышны отголоски и «Вишневого сада», и «Трех сестер».

Действие происходит в конце XIX века. Главный герой — Николай Подгорин, успешный столичный адвокат, приезжает погостить в загородный дом давних друзей. И узнает, что имение, где прошли годы его юности, скоро пойдет с молотка. Только от него зависит судьба дома и его обитателей. Но Подгорин не готов связывать себя ни новыми обязательствами, ни новой любовью и не хочет ничего менять. Впервые пьеса «Томление» была поставлена в 2013 году в лондонском театре «Хэмпстед».

Главный режиссер Таллинского городского театра Эльмо Нюганен известен российской публике благодаря спектаклю БДТ «Аркадия» по пьесе Тома Стоппарда. В 1998 году режиссер получил за эту постановку Государственную премию РФ.

Художественное оформление премьерного спектакля создал известный театральный художник, живописец, книжный график, реставратор, иконописец Владимир Аншон. В ролях артисты прославленной труппы.


Печальная сказка

20 и 21 ноября на Малой сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» состоится премьера спектакля «Путешествие Алисы в Швейцарию» по пьесе Лукаса Берфуса.

Пьеса одного из самых известных немецкоязычных драматургов современности, наверное, отсылка к знаменитой сказке Льюиса Кэрролла. В пьесе главная героиня по имени Алиса тоже хочет уйти из этого мира — навсегда. Она неизлечимо больна и едет в чудесную страну Швейцарию, где законом разрешена эвтаназия. Там живет доктор Густав Штром, который может избавить любого пациента от мучений.

Пьесы Лукаса Берфуса всегда затрагивают остросоциальные темы. Этот спектакль — способ задать болезненный вопрос о свободе выбора, задуматься о том, дозволено ли человеку самому выбрать себе «красивую смерть».

Пьеса «Загадочное путешествие Алисы» в России ставилась дважды: в московском Центре драматургии и режиссуры и Красноярском театре драмы. Кроме того, в репертуаре МХТ им. Чехова есть спектакль по другой пьесе этого драматурга «Автобус».

Режиссер петербургского спектакля Алексей Серов в прошлом руководил новосибирским театром «Красный факел», потом Театром юного зрителя в Волгограде, там же в 2012 году основал Первый драматический театр.

В ролях заняты народный артист Роман Громадский, заслуженные артисты Наталья Попова, Валерий Соловьев, Леонид Михайловский и другие.


Взгляни по-зеленому

XIX международный фестиваль экологических фильмов «Зеленый взгляд» пройдет в киноцентре «Родина» с 24 по 28 ноября.

Организатор фестиваля — комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Петербурга. Благородная задача «Зеленого взгляда» понятна — экологическое просвещение народа. Климат портится, реки замусорены и отравлены, воздух загажен, Земля страдает, люди чаще болеют. Отрадно, что «зеленое» движение все же набирает сторонников — по крайней мере организаторы фестиваля отмечают, что среди публики, традиционно школьно-подростковой, становится больше взрослых людей. Это еще и потому, что экологические фильмы все больше — отличные работы.

В программе нынче 90 фильмов из 30 стран: 55 картин в международном конкурсе, 25 — в конкурсе детских фильмов, сделанных ребятами из творческих коллективов Петербурга, Москвы, Ярославля и Кирова, десять названий — в специальном блоке «Экология души». Оценивать работы будет международное жюри.

Особенностью «Зеленого взгляда-2014» станет мастерская социальной экологической рекламы прямо в киноцентре «Родина» в дни фестиваля: киностудия «Жираф» предоставит возможность юным зрителям снять и смонтировать свой «зеленый» ролик. В фойе киноцентра также будут организованы полюбившиеся зрителям мастер-классы по изготовлению полезных вещиц из отходов. В этом году будут мастерить кормушки и елочные украшения.

Кинопоказ начнется 24 ноября в 13.00 в Малом зале «Родины». 27 ноября в 16.00 в Большом зале — торжественное подведение итогов и церемония награждения лауреатов (вход свободный). Подробности — на сайте фестиваля и на его страничках в социальных сетях.

 

Альбом детский/недетский

28 ноября на Новой сцене Александринского театра — концерт для юных слушателей: знакомые всем пьесы «Детского альбома» Чайковского и ответы на них от современных композиторов.

Это второй концерт абонемента «Школа новой музыки», затеянного здесь совместно с фондом поддержки искусства «Камера обскура» ради знакомства детей с современной академической музыкой.

Программу «Детский/ недетский альбом» представит Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), и надо признать ее новаторской: впервые в России современная академическая музыка звучит именно для детей. В Петербурге этот концерт прозвучал лишь однажды, в 2012 году, и с тех пор он существенно расширился, и теперь, по сути, перед нами первое полноценное представление «Детского/ недетского альбома» широкой аудитории.

Взрослые и дети окажутся на одной сцене. Пьесы современных композиторов исполнят солисты МАСМ. А музыку Чайковского сыграют победители конкурса юных пианистов, который пройдет 23 ноября на базе средней школы имени Шостаковича. Вместе с ними оказаться в зале виртуально смогут все подключившиеся к онлайн-трансляции на сайте Новой сцены.

Автором же самой идеи несколько лет назад стала сургутская галерея современного искусства «Стерх» и ее музыкальный куратор композитор Сергей Зятьков, который заказал нескольким композиторам создать парафразы на эти пьесы Чайковского.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (5345) от 21.11.2014.


Комментарии