Где Меншиков грехи отмаливал. Храм в Ораниенбауме восстановлен
К началу летнего сезона музей-заповедник «Петергоф» успел завершить последний этап воссоздания живописного убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Свое историческое место заняли иконы верхнего яруса: семь образов Страстей Христовых.
ФОТО предоставлено пресс-службой музея
Церковь, задуманную как памятник морским победам петровской России и получившую имя в честь святого Пантелеймона, основал первый владелец дворца князь Александр Меншиков. На протяжении двух столетий она совмещала функции придворной и приходской.
В первоначальную отделку храма входили хоры с резными балюстрадами, богатая утварь и роскошное хрустальное паникадило. Купол и верхний ярус стен были расписаны «живописным письмом». Главное украшение интерьера - великолепный золоченый и серебряный иконостас создавался в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей. Стены храма были украшены лепными гирляндами, головками херувимов, выполненными по проекту Антонио Ринальди. Лепной декор служил обрамлением для 39 картин, расположенных на стенах в несколько ярусов.
За долгую историю облик церкви менялся. На рубеже 1740 - 1750-х годов к ее реконструкции руку приложил Растрелли. Окончательно интерьер сложился к концу XVIII века. Оформленный по проекту Антонио Ринальди, он кардинально не переделывался, но реставрировался. Живопись в придворной церкви появилась во второй половине XVIII века, выполнялась постепенно в течение нескольких десятилетий разными художниками, в основном живописцами Канцелярии от строений под руководством Ивана Вишнякова, сына знаменитого художника елизаветинской эпохи.
До 1939 года храм выглядел именно так. Затем дворец перешел в ведение Гидрографического отдела Балтийского флота, церковь приспособили под мастерские. Разобранный иконостас и снятые со стен живописные иконы перевезли в Петергоф. Во время войны все погибло.
Чтобы вернуть прежний облик храму, потребовалось десять лет. Сложно было взяться за воссоздание живописных алтарных образов и иконостаса. Для Меншикова работали лучшие зодчие, лучшие иконописцы. Иконографии, архивных материалов сохранилось немного. Возникло предложение поставить перегородку из стекла, на ней символически обозначить иконостас. Деревянный резной иконостас воссоздан. Его не стали серебрить, как исторический, а использовали белое и желтое золото.
Работа по написанию икон продолжалась больше двух лет. Сохранилось два десятка фотографий конца XIX века и снимки 1939 года, сделанные в процессе демонтажа живописи со стен. Описи позволяли определить количество икон, их местоположение, сюжеты. Был изучен и круг аналогов. Все вместе помогло воссоздать живопись иконостаса и 39 стенных картин. Иконы для дворцовой церкви писала группа художников под руководством заведующего кафедрой реставрации живописи Академии художеств профессора Юрия Боброва.
Что касается последнего этапа воссоздания живописного убранства церковного павильона, изучение фотографий показало, что у композиций четвертого и пятого ярусов, созданных в 1759 году по заказу великого князя Петра Федоровича «живописного и финифтяного дела» мастером А. Алмазниковым, в отличие от более поздних икон нижних ярусов был конкретный иконографический прототип. Им стали гравированные изображения из Библий, привозимых из Западной Европы. Опираясь на прототип, используя западноевропейские графические и живописные аналоги XVI - XVIII столетий, реставраторы максимально точно воссоздали композиции двух верхних ярусов, детали которых почти не читались на исторических фотографиях.
Музейная экспозиция, рассказывающая об истории храма и его прихода, открылась осенью прошлого года в соседних помещениях, где прихожане молились в холодное время года. В нее вошло более 130 экспонатов - произведений мебельного и декоративно-прикладного искусства, иконописи, шитья, гравюры и печатной графики из фондов ГМЗ «Петергоф». В том числе ряд подлинных предметов из убранства церковного павильона и зимней церкви XVIII - начала XX веков.
Читайте также о том, что нужно посмотреть в Пскове?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 067 (6420) от 12.04.2019 под заголовком «Где Меншиков грехи отмаливал».
Комментарии