Где кроется ошибка?

Если бы я была педагогическим начальником, книгу Любови Борисовны Парубченко со скучным названием «Орфография и пунктуация. Пособие для учителя», вышедшую в издательстве Алтайского государственного университета смешным тиражом 300 экземпляров, напечатала бы так, чтобы была она у каждого заинтересованного - учителя, родителя или просто человека, пытающегося быть грамотным.

Где кроется ошибка? | Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Когда наконец - спасибо социальным сетям, с помощью которых можно отыскать кого угодно и что угодно, - вожделенная книга оказалась в моем компьютере, выяснилось, что она не только о том, почему писать грамотно не получается, но и о том, что и как надо делать, чтобы получалось.

Большинство преподавателей сначала объясняют, как надо писать, потом эти правила правописания с учениками разучивают, потом усвоение материала проверяют, потом удивляются тому, что дети (неважно, школьники, абитуриенты или студенты) делают ошибки на только что идеально выученные правила. Л. Б. Парубченко с учениками, похоже, еще и разговаривает и знает, как они эти свои неожиданные ошибки объясняют. Оказывается, есть у неграмотных своя, отличная от общепринятой, логика.

Самая частая ошибка - безударные гласные, проверяемые ударением, одно из первых школьных правил. Знают его все дети, но некоторые проверяют «замОхал» - словом «мох», «покОзался» - «козы», «увИданье» - «увидел». Звучит похоже - смысла не различают.

Ну как можно написать «ненавидИли»? Ответ: глагол второго спряжения (чистая правда) - значит в нем надо писать И (опять правда). Разницы между окончанием и суффиксом пишущий не видит.

Значит, учитель должен «проникнуть силой воображения» в «смутное языковое мышление» ребенка, определить, чего он не понимает. Только найдя корень ошибки, обнаружив, какие языковые явления ребенок не дифференцирует, можно его научить. «Орфография и пунктуация» не свод правил, а анализ «ошибкоопасных» позиций языка, объяснение логики правописания, система упражнений, ориентированная не на тренировку навыка, а на осмысление языковых фактов, их дифференциацию.

Не трудно разучить правила правописания корней и приставок, но вот научить различать эти самые корни и приставки, чтобы понимать, где какое правило работает, - задача. Такая, например, - сопоставьте слова с однокоренными и обозначьте приставки и корни: «подосиновик», «подоить», «подорвать»... Или другая - найдите приставку не в начале слова и окончание не в конце: «снегоочиститель», «низкооплачиваемый», «пятидесяти учащимся»...

Мы привыкли к задачникам по физике и математике - перед нами задачник по русскому языку. Интересный. Непривычный. Заставляющий думать. Два глагола: украшать и украсить. От какого из них образовано причастие «украшенный»? Трудно. Правда, рядом - необходимое объяснение автора. Иногда - в рамочке написания, которые надо запомнить, а рядом - задание. Например, в рамочке «в одиночку - поодиночке», а рядом предложения, в которых надо раскрыть скобки: «Это немного грустное занятие - петь вот так, (в)одиночку. Группами и (по)одиночке бродили туристы в курортных шапочках». Пока пишешь - смотришь, запоминаешь, потом, если возникнет затруднение, можешь вернуться. Автор убеждает: «Содержанием работы по правописанию является не контроль, а осмысление, осознание «языковой законности» (иногда «беззаконности») каждого написания, с последующей проработкой».

Тут не только задачки, но и постоянные языковые эксперименты. Не ради «оживляжа», а ради осмысления, без которого нет правильного написания. Чтобы поставить знаки в сложном предложении, надо научиться выделять в нем части - простые предложения. А если одно из них безличное? Очень тяжко даются детям, даже изрядного возраста, эти безличные предложения. Автор - профессор, доктор наук, много лет преподававший в университете, в школе, занимавшийся репетиторством, - прекрасно это знает. Потому предлагает поэкспериментировать - заменить личные конструкции на безличные. «Снег занес все дороги. - Снегом занесло все дороги. Он не сидит дома. - Ему не сидится дома». Что меняется? Почему? Как думаете: дети, через эти эксперименты прошедшие, научатся видеть безличные предложения?

Я много разных учебников видела, заданием найти и исправить ошибки из школьного сочинения меня не удивить. Но «правильно ли построил предложение Л. Толстой: «Накурившись, между солдатами завязался разговор»? Или «среди предложений, взятых из повести А. С. Пушкина «Выстрел», найдите одно, построенное неправильно. В чем его неправильность?» По-моему, так воспитывают свободных, читающих и мыслящих людей.

Вот почему, если бы была педагогическим начальником, не просто издала книгу Л. Б. Парубченко для всех, но еще и пригласила бы автора к нам в город почитать лекции для учителей. О том, как надо учить не правила соблюдать, а думать.

#Парубченко #русский язык #словарь

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?