Где кроется ошибка?

Если бы я была педагогическим начальником, книгу Любови Борисовны Парубченко со скучным названием «Орфография и пунктуация. Пособие для учителя», вышедшую в издательстве Алтайского государственного университета смешным тиражом 300 экземпляров, напечатала бы так, чтобы была она у каждого заинтересованного - учителя, родителя или просто человека, пытающегося быть грамотным.

Где кроется ошибка? | Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Когда наконец - спасибо социальным сетям, с помощью которых можно отыскать кого угодно и что угодно, - вожделенная книга оказалась в моем компьютере, выяснилось, что она не только о том, почему писать грамотно не получается, но и о том, что и как надо делать, чтобы получалось.

Большинство преподавателей сначала объясняют, как надо писать, потом эти правила правописания с учениками разучивают, потом усвоение материала проверяют, потом удивляются тому, что дети (неважно, школьники, абитуриенты или студенты) делают ошибки на только что идеально выученные правила. Л. Б. Парубченко с учениками, похоже, еще и разговаривает и знает, как они эти свои неожиданные ошибки объясняют. Оказывается, есть у неграмотных своя, отличная от общепринятой, логика.

Самая частая ошибка - безударные гласные, проверяемые ударением, одно из первых школьных правил. Знают его все дети, но некоторые проверяют «замОхал» - словом «мох», «покОзался» - «козы», «увИданье» - «увидел». Звучит похоже - смысла не различают.

Ну как можно написать «ненавидИли»? Ответ: глагол второго спряжения (чистая правда) - значит в нем надо писать И (опять правда). Разницы между окончанием и суффиксом пишущий не видит.

Значит, учитель должен «проникнуть силой воображения» в «смутное языковое мышление» ребенка, определить, чего он не понимает. Только найдя корень ошибки, обнаружив, какие языковые явления ребенок не дифференцирует, можно его научить. «Орфография и пунктуация» не свод правил, а анализ «ошибкоопасных» позиций языка, объяснение логики правописания, система упражнений, ориентированная не на тренировку навыка, а на осмысление языковых фактов, их дифференциацию.

Не трудно разучить правила правописания корней и приставок, но вот научить различать эти самые корни и приставки, чтобы понимать, где какое правило работает, - задача. Такая, например, - сопоставьте слова с однокоренными и обозначьте приставки и корни: «подосиновик», «подоить», «подорвать»... Или другая - найдите приставку не в начале слова и окончание не в конце: «снегоочиститель», «низкооплачиваемый», «пятидесяти учащимся»...

Мы привыкли к задачникам по физике и математике - перед нами задачник по русскому языку. Интересный. Непривычный. Заставляющий думать. Два глагола: украшать и украсить. От какого из них образовано причастие «украшенный»? Трудно. Правда, рядом - необходимое объяснение автора. Иногда - в рамочке написания, которые надо запомнить, а рядом - задание. Например, в рамочке «в одиночку - поодиночке», а рядом предложения, в которых надо раскрыть скобки: «Это немного грустное занятие - петь вот так, (в)одиночку. Группами и (по)одиночке бродили туристы в курортных шапочках». Пока пишешь - смотришь, запоминаешь, потом, если возникнет затруднение, можешь вернуться. Автор убеждает: «Содержанием работы по правописанию является не контроль, а осмысление, осознание «языковой законности» (иногда «беззаконности») каждого написания, с последующей проработкой».

Тут не только задачки, но и постоянные языковые эксперименты. Не ради «оживляжа», а ради осмысления, без которого нет правильного написания. Чтобы поставить знаки в сложном предложении, надо научиться выделять в нем части - простые предложения. А если одно из них безличное? Очень тяжко даются детям, даже изрядного возраста, эти безличные предложения. Автор - профессор, доктор наук, много лет преподававший в университете, в школе, занимавшийся репетиторством, - прекрасно это знает. Потому предлагает поэкспериментировать - заменить личные конструкции на безличные. «Снег занес все дороги. - Снегом занесло все дороги. Он не сидит дома. - Ему не сидится дома». Что меняется? Почему? Как думаете: дети, через эти эксперименты прошедшие, научатся видеть безличные предложения?

Я много разных учебников видела, заданием найти и исправить ошибки из школьного сочинения меня не удивить. Но «правильно ли построил предложение Л. Толстой: «Накурившись, между солдатами завязался разговор»? Или «среди предложений, взятых из повести А. С. Пушкина «Выстрел», найдите одно, построенное неправильно. В чем его неправильность?» По-моему, так воспитывают свободных, читающих и мыслящих людей.

Вот почему, если бы была педагогическим начальником, не просто издала книгу Л. Б. Парубченко для всех, но еще и пригласила бы автора к нам в город почитать лекции для учителей. О том, как надо учить не правила соблюдать, а думать.

#Парубченко #русский язык #словарь

Комментарии