Где кроется ошибка?

Если бы я была педагогическим начальником, книгу Любови Борисовны Парубченко со скучным названием «Орфография и пунктуация. Пособие для учителя», вышедшую в издательстве Алтайского государственного университета смешным тиражом 300 экземпляров, напечатала бы так, чтобы была она у каждого заинтересованного - учителя, родителя или просто человека, пытающегося быть грамотным.

Где кроется ошибка? | Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Когда наконец - спасибо социальным сетям, с помощью которых можно отыскать кого угодно и что угодно, - вожделенная книга оказалась в моем компьютере, выяснилось, что она не только о том, почему писать грамотно не получается, но и о том, что и как надо делать, чтобы получалось.

Большинство преподавателей сначала объясняют, как надо писать, потом эти правила правописания с учениками разучивают, потом усвоение материала проверяют, потом удивляются тому, что дети (неважно, школьники, абитуриенты или студенты) делают ошибки на только что идеально выученные правила. Л. Б. Парубченко с учениками, похоже, еще и разговаривает и знает, как они эти свои неожиданные ошибки объясняют. Оказывается, есть у неграмотных своя, отличная от общепринятой, логика.

Самая частая ошибка - безударные гласные, проверяемые ударением, одно из первых школьных правил. Знают его все дети, но некоторые проверяют «замОхал» - словом «мох», «покОзался» - «козы», «увИданье» - «увидел». Звучит похоже - смысла не различают.

Ну как можно написать «ненавидИли»? Ответ: глагол второго спряжения (чистая правда) - значит в нем надо писать И (опять правда). Разницы между окончанием и суффиксом пишущий не видит.

Значит, учитель должен «проникнуть силой воображения» в «смутное языковое мышление» ребенка, определить, чего он не понимает. Только найдя корень ошибки, обнаружив, какие языковые явления ребенок не дифференцирует, можно его научить. «Орфография и пунктуация» не свод правил, а анализ «ошибкоопасных» позиций языка, объяснение логики правописания, система упражнений, ориентированная не на тренировку навыка, а на осмысление языковых фактов, их дифференциацию.

Не трудно разучить правила правописания корней и приставок, но вот научить различать эти самые корни и приставки, чтобы понимать, где какое правило работает, - задача. Такая, например, - сопоставьте слова с однокоренными и обозначьте приставки и корни: «подосиновик», «подоить», «подорвать»... Или другая - найдите приставку не в начале слова и окончание не в конце: «снегоочиститель», «низкооплачиваемый», «пятидесяти учащимся»...

Мы привыкли к задачникам по физике и математике - перед нами задачник по русскому языку. Интересный. Непривычный. Заставляющий думать. Два глагола: украшать и украсить. От какого из них образовано причастие «украшенный»? Трудно. Правда, рядом - необходимое объяснение автора. Иногда - в рамочке написания, которые надо запомнить, а рядом - задание. Например, в рамочке «в одиночку - поодиночке», а рядом предложения, в которых надо раскрыть скобки: «Это немного грустное занятие - петь вот так, (в)одиночку. Группами и (по)одиночке бродили туристы в курортных шапочках». Пока пишешь - смотришь, запоминаешь, потом, если возникнет затруднение, можешь вернуться. Автор убеждает: «Содержанием работы по правописанию является не контроль, а осмысление, осознание «языковой законности» (иногда «беззаконности») каждого написания, с последующей проработкой».

Тут не только задачки, но и постоянные языковые эксперименты. Не ради «оживляжа», а ради осмысления, без которого нет правильного написания. Чтобы поставить знаки в сложном предложении, надо научиться выделять в нем части - простые предложения. А если одно из них безличное? Очень тяжко даются детям, даже изрядного возраста, эти безличные предложения. Автор - профессор, доктор наук, много лет преподававший в университете, в школе, занимавшийся репетиторством, - прекрасно это знает. Потому предлагает поэкспериментировать - заменить личные конструкции на безличные. «Снег занес все дороги. - Снегом занесло все дороги. Он не сидит дома. - Ему не сидится дома». Что меняется? Почему? Как думаете: дети, через эти эксперименты прошедшие, научатся видеть безличные предложения?

Я много разных учебников видела, заданием найти и исправить ошибки из школьного сочинения меня не удивить. Но «правильно ли построил предложение Л. Толстой: «Накурившись, между солдатами завязался разговор»? Или «среди предложений, взятых из повести А. С. Пушкина «Выстрел», найдите одно, построенное неправильно. В чем его неправильность?» По-моему, так воспитывают свободных, читающих и мыслящих людей.

Вот почему, если бы была педагогическим начальником, не просто издала книгу Л. Б. Парубченко для всех, но еще и пригласила бы автора к нам в город почитать лекции для учителей. О том, как надо учить не правила соблюдать, а думать.

#Парубченко #русский язык #словарь

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...