Где дубеют херувимы
Продолжаются работы по реставрации Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря. В керамической мастерской компании «Образъ» воссоздают трех утраченных керамических херувимов. На каждого потребуется месяц работы.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Владимир Шульга, руководитель компании, терпеливо рассказывает нам про технологический процесс. Сначала фотографируют сохранившихся херувимов. Они расположены на фасаде на высоте примерно 10 метров между вторым и третьим этажами храма. Затем с помощью компьютера с точностью до тысячных долей сантиметра создается форма на 10,5% больше оригинала. Эти проценты (а также одну четверть 25-килограммового веса) херувим потеряет при сушке и обжиге. В прежние времена форму создавали вручную, с помощью глазомера и интуиции. Именно так делали на Казанской церкви, где размеры херувимов были точно заданы архитектурой.
Затем начинается ручная работа. Смесь из нескольких сортов глины тщательно прокатывают, чтобы устранить воздух, потом набивают ее в форму. Через несколько дней форму разбирают. Сначала херувим сушится при комнатной температуре. Когда он, выражаясь на сленге керамистов, «поддубеет», его первый раз доводят художники. Потом - сушка в камере при температуре не более 60 градусов, затем сутки обжига с постепенным нагреванием до 1200 градусов и охлаждением. Наконец, финальная доводка художником по фотографиям оригиналов.
На всякий случай мастера изготовят несколько запасных херувимов, невозможно точно знать, как поведет себя даже многократно проверенная глина.
Когда работа будет принята заказчиком - Северо-Западной дирекцией по строительству Минкульта, херувимов закрепят на подлинных кронштейнах. Те заложены в кладку при строительстве церкви - железо ручной ковки не утратило несущей способности.
Казанская церковь была построена в 1908 - 1912 годах по проекту архитектора Василия Косякова в византийском стиле. Фасады храма облицованы в цоколе плитами из серого гранита, а выше - светлым лицевым кирпичом, украшены мозаичными панно из смальты, орнаментами из майолики, литыми окрашенными рельефами, глазурованными изразцами с позолоченными участками. На фасаде расположены элементы керамического декора - капители колонн и херувимы.
Как сообщил нам Петр Щедрин, технический директор компании «Возрождение Петербурга» - генподрядчика реставрации храма, имя лепщика херувимов установить не удалось. Зато открылась интересная подробность: до начала строительства храма настоятельница Новодевичьего монастыря просила Российское государство дать скидку на «растаможку» кирпича и глины, которые завозили из Германии. Для этого надо было проставить в таможенную декларацию несколько меньшую стоимость материалов. Настоятельнице отказали.
Работы на фасадах Казанской церкви должны быть завершены в этом году.
Материалы рубрики
Перила с трезубцами вернулись на Биржевой мост после реставрации
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии