Где родилась морская столица
Выставки в Центральном военно-морском музее, как правило, приурочены к годовщинам военных походов или дням рождения исторических деятелей, так или иначе связанных с флотом. Нынешняя экспозиция под названием «От Морской слободы к морской столице» несколько отличается. Она носит, скорее, краеведческий характер, как, собственно, и была задумана.
ФОТО Википедии / A.Savin / FAL
— Мы готовили эту выставку несколько лет, подбирали материалы о том, какие именно точки Петербурга становились частью морской истории. И пришли к выводу, что Крюковские казармы на площади Труда, где уже почти десять лет находится наш музей, — это самое что ни на есть «морское место», — говорит один из кураторов выставки Мария Олейник, хранитель фонда изобразительного искусства.
К каждому из градообразующих «морских» объектов создатели выставки подобрали соответствующий артефакт. «Парой» к Адмиралтейству стал фрагмент деревянной балки XVIII века, к Гвардейскому флотскому экипажу — картины художника XIX века Николая Блинова, изображающие его матросов и офицеров. Эти работы недавно были отреставрированы, широкой публике их не показывали многие десятки лет.
Рассказ про Морской госпиталь сопровождается текстом установленной на нем мемориальной доски со словами Петра Великого: «Здесь всякий изнеможенный служивый найдет себе помощь и успокоение, которого ему до селе не было, дай только Бог чтобы никогда многие не имели и нужды сюда быть привозимы»…
На карте морских объектов Петербурга, представленной на выставке, отмечены и дворцы великих князей, которые были связаны с флотом. Например, великого князя Александра Михайловича на набережной Мойки. Он был инициатором и основателем издания первого в стране ежегодного справочника «Военные флоты». А еще представил Николаю II программу усиления российского флота на Тихом океане, где указывал, что в 1903 – 1904 годах, после завершения Японией своей судостроительной программы, может начаться война. Увы, его предостережения не были восприняты всерьез, а предложения не оценены…
Неподалеку от дворца Александра Михайловича, на той же набережной Мойки, сохранился особняк великого князя Алексея Александровича, занимавшего в конце XIX — начале ХХ века пост главного начальника флота и Морского ведомства, а также председателя Адмиралтейств-совета. В Петербурге это здание называли «Алексеевским дворцом», ныне в нем размещается Дом музыки…
Со времени Екатерины II главные победы русского флота праздновали в Никольском Морском соборе, и ему посвящен отдельный раздел экспозиции. Одной из самых славных викторий, конечно, была Чесменская. Колонна, установленная в честь нее в Екатерининском парке Царского Села, географически, разумеется, выходит за рамки Морской слободы. Но у ее модели, представленной на выставке, — своя любопытная история, связанная уже с нашим временем.
Ее выполнил скульптор Валентин Козенюк, автор памятника Александру Невскому на одноименной площади. Потребовалась модель колонны к 300‑летию российского Военно-морского флота, которое отмечали в 1996 году. Именно тогда студенты Художественно-промышленной академии под руководством Козенюка участвовали в воссоздании бронзовых барельефов с этого памятника, похищенных нацистскими оккупантами во время войны. Работы были выполнены, барельефы заняли свои исторические места, а модель осталась в мастерской Козенюка. Нынешней весной его сын Григорий, тоже скульптор, подарил ее Центральному военно-морскому музею.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7435) от 14.06.2023 под заголовком «Где родилась морская столица».
Комментарии