Главная городская газета

Гатчина в вихре событий

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В Петербурге увековечили Пак Кённи

Пять лет назад в Сеуле открыли памятник Пушкину. Теперь в парке скульптур СПбГУ появился памятник корейской писательнице.  О культурных связях России и Южной Кореи – в нашем репортаже. Читать полностью

«Обратная сторона» Охты: фестиваль уличного искусства в Петербурге

В доме молодежи «Квадрат» открылся фестиваль уличного искусства. Обо всех деталях выставки – в нашем материале. Читать полностью

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью
 Гатчина в вихре событий | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ГМЗ «Гатчина» включился в марафон выставок, посвященных юбилею революции. Музей-заповедник не пытается охватить необъятное, он сосредоточился на локальном сюжете, обозначенном в названии - «Гатчина. 1917».

Выставка родилась в сотрудничестве с пятнадцатью музеями, двумя архивами и четырьмя частными коллекционерами, поделившимися материалами: предметами интерьеров, живописью, графикой, фотографиями и документами. Как говорит директор ГМЗ Василий Панкратов, это свидетельствует о добрых отношениях в музейном сообществе.

Выставка охватывает период с начала ХХ века до 1918 года. Экспонаты, заполнившие анфиладу залов, повествуют о разных сферах жизни дворца и города Гатчина. Посетители видят личные вещи членов семьи императора Александра III, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, великого князя Михаила Александровича, который мог стать новым императором, трон Николая II...

Ощущение движения времени, его динамики создают вырезки из газет, шум поездов (в Гатчине в 1917 году было два вокзала). Разгон времени символизирует и лопасть винта на видном месте в начале экспозиции. В Гатчине располагался первый военный аэродром.

Первый зал посвящен предреволюционному времени, когда жизнь еще текла по-старому. Дворец стоял пустой. Император предпочитал Царское Село. Его брат Михаил Александрович во дворце почти не бывал. Из-за морганатического брака он был лишен многих прав, вынужден покинуть страну, с началом войны вернулся, служил в армии, жил в Гатчине, но в собственном доме. На фотографии 1912 года из частной коллекции Михаил Александрович запечатлен в обнимку с женой Натальей Брасовой. В витрине их личные вещи.

Гатчину затронула Первая мировая война. Там находился крупный железнодорожный узел, в городе располагалась летная военная школа, где готовили пилотов для армии, работал не один госпиталь. На вокзал приходили поезда с ранеными. Об этом напоминает модель одного из санитарных вагонов, витрина с медицинским оборудованием из Военно-медицинского музея. Оживляет историю большая фотография императрицы Александры Федоровны с дочерьми Ольгой и Татьяной в форме медицинских сестер. Цитата из дневника Татьяны Николаевны о работе в госпитале: «Как странно бывать утром дома, а не на перевязках».

И все же жизнь в Гатчине пока стабильна. Один из разделов выставки посвящен досугу гатчинских дачников. Они стекались сюда каждое лето. 1917-й не стал исключением. На даче у художника-карикатуриста Павла Щербова бывали Горький, Куприн, Шаляпин. На выставке представлена столешница из гатчинского дома Александра Куприна с автографами писателей (из фондов Литературного музея РАН), карикатуры Щербова на тему мирной дачной жизни из собрания Русского музея.

После октябрьского восстания к власти пришли большевики. На выставке присутствует работа современной художницы Дарьи Семеновой из Музея истории города - групповой портрет первых комиссаров - Подвойского, Антонова-Овсеенко, Дыбенко, Крыленко, Свердлова, Кирова, Орджоникидзе.

Гатчина оказалась в центре событий после октябрьского переворота. Дворец стал последним штабом Керенского. Здесь рухнули его надежды. Один из главных экспонатов - известная картина 1938 года художника Григория Шегаля из собрания Третьяковской галереи - «Бегство Керенского из Гатчины». Художник изобразил миф - бывший председатель Временного правительства спешно переодевается в платье сестры милосердия. Но не в такой одежде и не по подземному ходу, как гласит легенда, покидал Керенский Гатчинский дворец. В мемуарах «Гатчина» он писал: «Я преобразился в весьма нелепого матроса: рукава бушлата были коротковаты, мои рыжевато-коричневые штиблеты и краги явно выбивались из стиля. Бескозырка была мне так мала, что едва держалась на макушке. Маскировку завершали огромные шоферские очки...».

Дворцы Петрограда и пригородов были национализированы, а затем стали музеями.

6 ноября 1917 года после опубликования постановления Народного комиссариата просвещения об охране памятников искусства и старины, подписанного Луначарским, была создана художественно-историческая комиссия, призванная защитить пригородные и столичные дворцы, получившие музейный статус.

Часть выставки посвящена представителям научной и творческой интеллигенции, усилия которых помогли сохранить культурное и историческое наследие. Первым директором и хранителем Гатчинского дворца стал граф В. Зубов, в числе сотрудников музея редактор журнала «Старые годы» П. Вейнер, одна из первых авиатрисс княгиня Е. Шаховская.

На выставке впервые показаны фотографии интерьеров Гатчинского дворца 1910-х годов из исторической коллекции музея. Они были возвращены из Германии только несколько месяцев назад.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook