Гатчина в вихре событий
ГМЗ «Гатчина» включился в марафон выставок, посвященных юбилею революции. Музей-заповедник не пытается охватить необъятное, он сосредоточился на локальном сюжете, обозначенном в названии - «Гатчина. 1917».

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Выставка родилась в сотрудничестве с пятнадцатью музеями, двумя архивами и четырьмя частными коллекционерами, поделившимися материалами: предметами интерьеров, живописью, графикой, фотографиями и документами. Как говорит директор ГМЗ Василий Панкратов, это свидетельствует о добрых отношениях в музейном сообществе.
Выставка охватывает период с начала ХХ века до 1918 года. Экспонаты, заполнившие анфиладу залов, повествуют о разных сферах жизни дворца и города Гатчина. Посетители видят личные вещи членов семьи императора Александра III, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, великого князя Михаила Александровича, который мог стать новым императором, трон Николая II...
Ощущение движения времени, его динамики создают вырезки из газет, шум поездов (в Гатчине в 1917 году было два вокзала). Разгон времени символизирует и лопасть винта на видном месте в начале экспозиции. В Гатчине располагался первый военный аэродром.
Первый зал посвящен предреволюционному времени, когда жизнь еще текла по-старому. Дворец стоял пустой. Император предпочитал Царское Село. Его брат Михаил Александрович во дворце почти не бывал. Из-за морганатического брака он был лишен многих прав, вынужден покинуть страну, с началом войны вернулся, служил в армии, жил в Гатчине, но в собственном доме. На фотографии 1912 года из частной коллекции Михаил Александрович запечатлен в обнимку с женой Натальей Брасовой. В витрине их личные вещи.
Гатчину затронула Первая мировая война. Там находился крупный железнодорожный узел, в городе располагалась летная военная школа, где готовили пилотов для армии, работал не один госпиталь. На вокзал приходили поезда с ранеными. Об этом напоминает модель одного из санитарных вагонов, витрина с медицинским оборудованием из Военно-медицинского музея. Оживляет историю большая фотография императрицы Александры Федоровны с дочерьми Ольгой и Татьяной в форме медицинских сестер. Цитата из дневника Татьяны Николаевны о работе в госпитале: «Как странно бывать утром дома, а не на перевязках».
И все же жизнь в Гатчине пока стабильна. Один из разделов выставки посвящен досугу гатчинских дачников. Они стекались сюда каждое лето. 1917-й не стал исключением. На даче у художника-карикатуриста Павла Щербова бывали Горький, Куприн, Шаляпин. На выставке представлена столешница из гатчинского дома Александра Куприна с автографами писателей (из фондов Литературного музея РАН), карикатуры Щербова на тему мирной дачной жизни из собрания Русского музея.
После октябрьского восстания к власти пришли большевики. На выставке присутствует работа современной художницы Дарьи Семеновой из Музея истории города - групповой портрет первых комиссаров - Подвойского, Антонова-Овсеенко, Дыбенко, Крыленко, Свердлова, Кирова, Орджоникидзе.
Гатчина оказалась в центре событий после октябрьского переворота. Дворец стал последним штабом Керенского. Здесь рухнули его надежды. Один из главных экспонатов - известная картина 1938 года художника Григория Шегаля из собрания Третьяковской галереи - «Бегство Керенского из Гатчины». Художник изобразил миф - бывший председатель Временного правительства спешно переодевается в платье сестры милосердия. Но не в такой одежде и не по подземному ходу, как гласит легенда, покидал Керенский Гатчинский дворец. В мемуарах «Гатчина» он писал: «Я преобразился в весьма нелепого матроса: рукава бушлата были коротковаты, мои рыжевато-коричневые штиблеты и краги явно выбивались из стиля. Бескозырка была мне так мала, что едва держалась на макушке. Маскировку завершали огромные шоферские очки...».
Дворцы Петрограда и пригородов были национализированы, а затем стали музеями.
6 ноября 1917 года после опубликования постановления Народного комиссариата просвещения об охране памятников искусства и старины, подписанного Луначарским, была создана художественно-историческая комиссия, призванная защитить пригородные и столичные дворцы, получившие музейный статус.
Часть выставки посвящена представителям научной и творческой интеллигенции, усилия которых помогли сохранить культурное и историческое наследие. Первым директором и хранителем Гатчинского дворца стал граф В. Зубов, в числе сотрудников музея редактор журнала «Старые годы» П. Вейнер, одна из первых авиатрисс княгиня Е. Шаховская.
На выставке впервые показаны фотографии интерьеров Гатчинского дворца 1910-х годов из исторической коллекции музея. Они были возвращены из Германии только несколько месяцев назад.
Материалы рубрики
Когда село стало городом. Минусинск отмечает свое 200‑летие
В Петербурге прошла встреча директоров художественных музеев России
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии