ГАСО Республики Татарстан выступил в петербургской Филармонии
В Большом зале петербургской Филармонии с программой из сочинений венских классиков выступил Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением испанского дирижера Сесара Альвареса.
Дирижер Сесар Альварес / ФОТО Анны Флегонтовой / предоставлено пресс-службой Филармонии
Этот коллектив, входящий сегодня в число лучших симфонических оркестров России, хорошо известен петербуржцам по своим регулярным концертам в Мариинском театре. Однако в Филармонии Северной столицы коллектив не был больше четверти века, его предыдущее появление в стенах Большого зала состоялось в 1996 году под управлением Фуата Мансурова, руководившего оркестром до 2010 года. Пришедший ему на смену выпускник петербургской Консерватории Александр Сладковский еще выше поднял планку мастерства, воплотив с оркестром ряд амбициозных проектов. Одним из них стала запись всех симфоний Людвига ван Бетховена, осуществленная летом 2021 года и подготовленная в настоящее время к выходу на CD.
Отголоском этого релиза и был прошедший в Филармонии вечер, на котором прозвучала Третья, «Героическая», симфония соч. 55 венского классика и его увертюра к трагедии Г.‑И. Коллина «Кориолан» соч. 62, открывшая концерт. Выпускник Московской консерватории Сесар Альварес в своей интерпретации придал бетховенской музыке и высокий благородный пафос, и почти кинематографическую яркость. Тревоги и сомнения главного героя трагедии, римского военачальника, попавшего из‑за собственной глубокой обиды и претензий в моральный тупик, были слышны и в собранных пассажах струнных, и возгласах духовых инструментов. Трагический финал увертюры с ее нетипичным для Бетховена тихим завершением (обреченное пиццикато у струнных) был пересмотрен во втором отделении, отданном под масштабную «Героическую симфонию», запечатлевшую в себе отзвуки ударов и сражений как внешних, так и внутренних. Беспрецедентно длинная для своего времени симфония, длящаяся чуть менее часа, полная смелых, новаторских приемов в гармонии, оркестровке и форме, в свое время вызвала бурную дискуссию среди поклонников и противников композитора.
Испанский дирижер представил бетховенское полотно как предтечу симфонических драм Малера и Шостаковича, с их острой конфликтностью, эпическим размахом и остротой поставленных вопросов. Отзвуки баталий можно было легко расслышать в первой части, где грозные удары чередовались с лирическими вздохами (выразительные реплики у духовых инструментов в разработке и в коде), а масштаб трагедий, неизбежно приносимых любыми войнами, был хорошо передан во второй части, Траурном марше, с его чеканной поступью и суровой неумолимостью. Уповавший на силу искусства Бетховен верил, что музыка способна усмирять вражду и боль.
Финал «Героической симфонии» представляет собой вариации на тему, взятую из балета «Творения Прометея», и Сесар Альварес со своим природным чувством стихии ритма выразительно отметил танцевальное начало. Уже в первой части в коде можно было расслышать чуть ли не отзвуки венского вальса, а в последней части царил настоящий праздник, переданный сверканием оркестровых красок и тембров.
Лирическим интермеццо, островком светлой лирики между двумя героическими колоссами Бетховена стал концерт для двух фортепиано с оркестром В.-А. Моцарта KV 365, написанный в той же тональности ми-бемоль мажор, что и Третья симфония Бетховена. Оставленный на сцене камерный состав оркестра был больше похож на большой ансамбль, инструменты которого чутко вступали в диалог с молодыми пианистами лауреатами международных конкурсов Евой Геворгян и Филиппом Копачевским. Каждый из них, несмотря на юный возраст, уже имеет свой исполнительский стиль, и по фортепианным репликам можно было легко догадаться, солирует ли Ева с ее цепкими, острыми пассажами или Филипп с его мягким благородным туше.
Философским послесловием к первому отделению стала переложенная для двух роялей хоральная прелюдия Баха «Иисус остается моей радостью», сыгранная неспешно и торжественно. Второе же отделение после Бетховена Сесар Альварес под аплодисменты радушной публики решил завершить Брамсом, популярнейшим венгерским танцем № 1, сыгранным зажигательно и эмоционально.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7281) от 21.10.2022 под заголовком «Героика, лирика и танцы из Казани».
Материалы рубрики
Фестиваль «Музыка верит в лучшее. К 100-летию со дня рождения дирижера А. С. Бадхена» задаст настроение новому музыкальному году
Филармонии джазовой музыки исполнилось 34 года
Пение по правилам. Как новый закон отразится на уличных музыкантах?
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии