Главная городская газета

Галопом по манежам

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Поэт при звездах: Мэйти выпустил новый альбом «Биголло, ч.1»

Хип-хоп исполнитель представит свой новый релиз в Северной столице в День города. Читать полностью

Вопросы грамотности обсудят ученые на симпозиуме в Петербурге

С 28 мая по 1 июня в Санкт-Петербургском государственном университете будет проходить симпозиум «Неделя языка: всякого и якого». Читать полностью

Как Фаберже стал всемирным петербуржцем

В Музее Фаберже состоялась ассамблея Всемирного клуба петербуржцев, посвященная 315-летию города. Читать полностью

«Первые» на берегах Невы: рецензия на фильм о русской Арктике

Первые экспедиции в Русскую Арктику отправлялись три века назад из Петербурга. А потому неудивительно, что и премьерный показ художественного фильма «Первые», посвященного этим легендарным событиям, его авторы осуществили на берегах Невы. Читать полностью

Масштабная выставка Петрова-Водкина открылась в Русском музее

В корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения». На экспозиции представлены порядка 250-ти самых разных работ гениального художника. Читать полностью

Как попасть в «Сказочную страну Стритартию»?

Пятый выставочный сезон открыл петербургский Музей стрит-арта. Он пройдет под названием «Сказочная страна Стритартия» и посвящен важной теме - что мы знаем о реальном мире, если почти все сведения о нем получаем из мира виртуального? Читать полностью
Галопом по манежам | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка народного художника России Василия Нестеренко.

В чем в чем, а в трудолюбии автору не откажешь. Размах - почти ренессансный: сотни полотен, размеры некоторых исчисляются в метрах, а вес - в тоннах... При этом художник уверяет, что в отличие от многих мэтров Ренессанса работает без помощников. Все сам - от замысла и изучения исторических материалов для точного воссоздания изображаемой эпохи до воплощения на холсте.

Выставка, которая называется «Наша слава - русская держава», приурочена к 50-летию художника и переехала в наш город из Москвы, где демонстрировалась в местном «Манеже».

Главная тема в творчестве Василия Нестеренко - патриотическая. В «Манеже» зрителя встречает полотно «Избавление от Смуты»: восемь метров в длину, пять в высоту. Но степень патриотизма, считает художник, в метрах не измеришь. Важно другое - сколько ты вложил в свое произведение мыслей и чувств.

Исторические блокбастеры востребованы сегодня в кино, а вот в живописи жанр исторической картины - исчезающий. Это не значит, что современных художников не интересуют история и ее уроки, которые человечество все никак не может выучить. Но обращаться к историческим событиям, переосмыслять их в контексте современности можно разными способами и в самых разных формах.

Василий Нестеренко наряду с Ильей Глазуновым - из немногих приверженцев жанра исторической картины в его традиционной форме. Этим его творчество не исчерпывается: много работ на библейские и евангельские сюжеты (художник, кстати, работал над росписями храма Христа Спасителя в Москве), а также лирических пейзажей с коровами и березками, первым снегом и осенними листьями, портретов.

Многие гости вернисажа вспоминали о Глазунове, называя его предшественником Нестеренко, рассказывали о том, как стояли осенью 1979 года, чтобы попасть на его выставку здесь же, в «Манеже», тогда только что открывшемся.

Почему стояли на Глазунова - понятно. В те времена, когда повсеместно царил соцреализм, он обратился к темам религии, духовности, как он ее понимал, что было определенным вызовом и придало ему в глазах публики ореол борца с режимом, монархиста в душе, проповедующего царя и Бога. После перестройки Илья Глазунов попал в ряд почитаемых мэтров и был осыпан благами. Но на его выставки по-прежнему стояли очереди. Подобно Протею, он перевоплотился и стал восприниматься своими поклонниками как защитник великой России от чуждых ей западных ценностей.

При всем сложном отношении к творчеству Глазунова, нельзя не признать, что у него есть индивидуальность, он узнаваем. А картины Василия Нестеренко - словно дайджест реалистического искусства второй половины XIX века - Суриков, Нестеров, Александр Иванов, Левитан, Саврасов...

Искусствоведам нечего делать на этой выставке. Но она не для них и сделана. Она - для народа. А народ голосует ногами и посещает выставки Василия Нестеренко весьма охотно. В Москве выставку за три недели посетили 35 тысяч человек. Вполне возможно, что и в Петербурге будет не меньше.

- Это просто невозможная красота, неописуемая! - поделилась с журналистами своим восторгом немолодая элегантная дама. Ее подруга, с которой они вместе специально приехали в «Манеж», добавила, что привлекают темы полотен: «Избавление от Смуты», «Москва встречает героев Полтавы», «Отстоим Севастополь!», «Триумф Российского флота», «Мы - русские, с нами Бог!».

- Это наша история, ее трагедии, победы, - заметила она. - Молодежи полезно посмотреть.

Кстати, одна из поклонниц художника приехала на вернисаж из Купчина, а вторая - с Гражданки. И обе сказали, что воспользовались метро в первый раз после теракта. Посмотрели выставку - и на душе стало легче.

Как считают искусствоведы, анализирующие нынешний музейный бум, люди выбирают художников не только и не столько потому, что те, допустим, обладают виртуозным мастерством. А потому, что видят в них воплощение своих нравственных, эстетических и даже политических воззрений. Находят ответы на вопросы и успокоение от тревог. Сегодня у определенной части зрительской аудитории можно заметить страх перед всем новым и непонятным. В какой-то мере это страх перед будущим. Отсюда попытки уйти в прошлое, которые объясняют любовь к реалистической живописи, в особенности - на духовные и исторические сюжеты.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook