Галопом по манежам
В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка народного художника России Василия Нестеренко.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В чем в чем, а в трудолюбии автору не откажешь. Размах - почти ренессансный: сотни полотен, размеры некоторых исчисляются в метрах, а вес - в тоннах... При этом художник уверяет, что в отличие от многих мэтров Ренессанса работает без помощников. Все сам - от замысла и изучения исторических материалов для точного воссоздания изображаемой эпохи до воплощения на холсте.
Выставка, которая называется «Наша слава - русская держава», приурочена к 50-летию художника и переехала в наш город из Москвы, где демонстрировалась в местном «Манеже».
Главная тема в творчестве Василия Нестеренко - патриотическая. В «Манеже» зрителя встречает полотно «Избавление от Смуты»: восемь метров в длину, пять в высоту. Но степень патриотизма, считает художник, в метрах не измеришь. Важно другое - сколько ты вложил в свое произведение мыслей и чувств.
Исторические блокбастеры востребованы сегодня в кино, а вот в живописи жанр исторической картины - исчезающий. Это не значит, что современных художников не интересуют история и ее уроки, которые человечество все никак не может выучить. Но обращаться к историческим событиям, переосмыслять их в контексте современности можно разными способами и в самых разных формах.
Василий Нестеренко наряду с Ильей Глазуновым - из немногих приверженцев жанра исторической картины в его традиционной форме. Этим его творчество не исчерпывается: много работ на библейские и евангельские сюжеты (художник, кстати, работал над росписями храма Христа Спасителя в Москве), а также лирических пейзажей с коровами и березками, первым снегом и осенними листьями, портретов.
Многие гости вернисажа вспоминали о Глазунове, называя его предшественником Нестеренко, рассказывали о том, как стояли осенью 1979 года, чтобы попасть на его выставку здесь же, в «Манеже», тогда только что открывшемся.
Почему стояли на Глазунова - понятно. В те времена, когда повсеместно царил соцреализм, он обратился к темам религии, духовности, как он ее понимал, что было определенным вызовом и придало ему в глазах публики ореол борца с режимом, монархиста в душе, проповедующего царя и Бога. После перестройки Илья Глазунов попал в ряд почитаемых мэтров и был осыпан благами. Но на его выставки по-прежнему стояли очереди. Подобно Протею, он перевоплотился и стал восприниматься своими поклонниками как защитник великой России от чуждых ей западных ценностей.
При всем сложном отношении к творчеству Глазунова, нельзя не признать, что у него есть индивидуальность, он узнаваем. А картины Василия Нестеренко - словно дайджест реалистического искусства второй половины XIX века - Суриков, Нестеров, Александр Иванов, Левитан, Саврасов...
Искусствоведам нечего делать на этой выставке. Но она не для них и сделана. Она - для народа. А народ голосует ногами и посещает выставки Василия Нестеренко весьма охотно. В Москве выставку за три недели посетили 35 тысяч человек. Вполне возможно, что и в Петербурге будет не меньше.
- Это просто невозможная красота, неописуемая! - поделилась с журналистами своим восторгом немолодая элегантная дама. Ее подруга, с которой они вместе специально приехали в «Манеж», добавила, что привлекают темы полотен: «Избавление от Смуты», «Москва встречает героев Полтавы», «Отстоим Севастополь!», «Триумф Российского флота», «Мы - русские, с нами Бог!».
- Это наша история, ее трагедии, победы, - заметила она. - Молодежи полезно посмотреть.
Кстати, одна из поклонниц художника приехала на вернисаж из Купчина, а вторая - с Гражданки. И обе сказали, что воспользовались метро в первый раз после теракта. Посмотрели выставку - и на душе стало легче.
Как считают искусствоведы, анализирующие нынешний музейный бум, люди выбирают художников не только и не столько потому, что те, допустим, обладают виртуозным мастерством. А потому, что видят в них воплощение своих нравственных, эстетических и даже политических воззрений. Находят ответы на вопросы и успокоение от тревог. Сегодня у определенной части зрительской аудитории можно заметить страх перед всем новым и непонятным. В какой-то мере это страх перед будущим. Отсюда попытки уйти в прошлое, которые объясняют любовь к реалистической живописи, в особенности - на духовные и исторические сюжеты.
Комментарии