Галопом по манежам

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка народного художника России Василия Нестеренко.

Галопом по манежам | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В чем в чем, а в трудолюбии автору не откажешь. Размах - почти ренессансный: сотни полотен, размеры некоторых исчисляются в метрах, а вес - в тоннах... При этом художник уверяет, что в отличие от многих мэтров Ренессанса работает без помощников. Все сам - от замысла и изучения исторических материалов для точного воссоздания изображаемой эпохи до воплощения на холсте.

Выставка, которая называется «Наша слава - русская держава», приурочена к 50-летию художника и переехала в наш город из Москвы, где демонстрировалась в местном «Манеже».

Главная тема в творчестве Василия Нестеренко - патриотическая. В «Манеже» зрителя встречает полотно «Избавление от Смуты»: восемь метров в длину, пять в высоту. Но степень патриотизма, считает художник, в метрах не измеришь. Важно другое - сколько ты вложил в свое произведение мыслей и чувств.

Исторические блокбастеры востребованы сегодня в кино, а вот в живописи жанр исторической картины - исчезающий. Это не значит, что современных художников не интересуют история и ее уроки, которые человечество все никак не может выучить. Но обращаться к историческим событиям, переосмыслять их в контексте современности можно разными способами и в самых разных формах.

Василий Нестеренко наряду с Ильей Глазуновым - из немногих приверженцев жанра исторической картины в его традиционной форме. Этим его творчество не исчерпывается: много работ на библейские и евангельские сюжеты (художник, кстати, работал над росписями храма Христа Спасителя в Москве), а также лирических пейзажей с коровами и березками, первым снегом и осенними листьями, портретов.

Многие гости вернисажа вспоминали о Глазунове, называя его предшественником Нестеренко, рассказывали о том, как стояли осенью 1979 года, чтобы попасть на его выставку здесь же, в «Манеже», тогда только что открывшемся.

Почему стояли на Глазунова - понятно. В те времена, когда повсеместно царил соцреализм, он обратился к темам религии, духовности, как он ее понимал, что было определенным вызовом и придало ему в глазах публики ореол борца с режимом, монархиста в душе, проповедующего царя и Бога. После перестройки Илья Глазунов попал в ряд почитаемых мэтров и был осыпан благами. Но на его выставки по-прежнему стояли очереди. Подобно Протею, он перевоплотился и стал восприниматься своими поклонниками как защитник великой России от чуждых ей западных ценностей.

При всем сложном отношении к творчеству Глазунова, нельзя не признать, что у него есть индивидуальность, он узнаваем. А картины Василия Нестеренко - словно дайджест реалистического искусства второй половины XIX века - Суриков, Нестеров, Александр Иванов, Левитан, Саврасов...

Искусствоведам нечего делать на этой выставке. Но она не для них и сделана. Она - для народа. А народ голосует ногами и посещает выставки Василия Нестеренко весьма охотно. В Москве выставку за три недели посетили 35 тысяч человек. Вполне возможно, что и в Петербурге будет не меньше.

- Это просто невозможная красота, неописуемая! - поделилась с журналистами своим восторгом немолодая элегантная дама. Ее подруга, с которой они вместе специально приехали в «Манеж», добавила, что привлекают темы полотен: «Избавление от Смуты», «Москва встречает героев Полтавы», «Отстоим Севастополь!», «Триумф Российского флота», «Мы - русские, с нами Бог!».

- Это наша история, ее трагедии, победы, - заметила она. - Молодежи полезно посмотреть.

Кстати, одна из поклонниц художника приехала на вернисаж из Купчина, а вторая - с Гражданки. И обе сказали, что воспользовались метро в первый раз после теракта. Посмотрели выставку - и на душе стало легче.

Как считают искусствоведы, анализирующие нынешний музейный бум, люди выбирают художников не только и не столько потому, что те, допустим, обладают виртуозным мастерством. А потому, что видят в них воплощение своих нравственных, эстетических и даже политических воззрений. Находят ответы на вопросы и успокоение от тревог. Сегодня у определенной части зрительской аудитории можно заметить страх перед всем новым и непонятным. В какой-то мере это страх перед будущим. Отсюда попытки уйти в прошлое, которые объясняют любовь к реалистической живописи, в особенности - на духовные и исторические сюжеты.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...