Главная городская газета

Галл умирает в Римском дворике

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью
Галл умирает в Римском дворике | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Почти до середины марта в Эрмитаже будут гостить четыре скульптуры из археологического музея Неаполя. Выставка «Поверженные. Умирающий галл и Малые посвящения Аттала» продолжает цикл «Шедевры музеев мира».

В центре Римского дворика Нового Эрмитажа на подиуме скульптурная группа из четырех статуй.

В 1514 году монахини, устраивавшие на античных руинах в Риме погреб для монастыря, обнаружили эти статуи. Как оказалось, это мраморные римские копии с бронзовых скульптур монумента, воздвигнутого царем Пергамского царства Атталом I около 200 года до н. э. на акрополе Афин в честь победы над галлами.

Обычай приношения статуй в дар богам - посвящения - существовал в античной Греции с глубокой древности. Царь Аттал увековечивал сражения мифологические и исторические - битвы с гигантами и амазонками, отражения галльских набегов, победу над персами. В Пергаме и Афинах найдены постаменты с надписями, содержащими упоминания о посвящениях Аттала.

Посвящения были Малые и Большие, отличавшиеся размерами - 2,15 м и 1,16. Античный историк, описывая сюжеты композиций, упомянул необычный размер фигур: «У южной стены акрополя Аттал соорудил памятники, каждый приблизительно в два локтя» (у греков локоть равнялся 46,3 см).

В ансамбль афинского памятника входили четыре композиции, каждая на отдельном постаменте. На платформе длиной сто двадцать четыре метра располагалось множество бронзовых фигур, повествующих о битве гигантов и богов, сражениях греков с амазонками и греков с персами, и с кульминацией - битвой с галлами. Четыре скульптуры из археологического музея Неаполя - ключевые для ансамбля: каждая соответствует одному из сюжетов «битв».

Оригиналы статуй не сохранились. Заказчиком копий мог быть римский император Траян, который вел войны с жителями древней Дакии. Исследователи предполагают, что скульптуры могли украшать бани римского полководца и политического деятеля Агриппы. В XVI веке в инвентарных книгах коллекции Альфонсины Орсини-Медичи, первой владелицы статуй, их именовали «Горациями и Куриациями», героями Римской истории времен Республики. После смерти Альфонсины антики оказались у Маргариты Австрийской, с 1587-го по 1790 год они находились у семьи Фарнезе. Вместе с этим собранием скульптуры перевезли из Рима в Неаполь, в музей Бурбонов, теперь Национальный археологический музей.

- Малые посвящения - большая группа скульптур. Некоторые ученые предполагают, что их было 120, другие - 70. Сохранилось всего 14. К нам приехала группа самая большая и интересная - говорит куратор выставки заведующая отделом Античного мира Эрмитажа Анна Трофимова. - В эпоху Возрождения художники многое переосмыслили. В композиции сохранились только фигуры людей поверженных, нет ни одной в атакующей позе. Мы видим боль, страдание, жалость к людям, которые погибли или погибают на наших глазах. В этом гуманистическая идея. Впервые показан ужас войны и смерти, а не, как было принято в греческом искусстве, величие победителей.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook