Галл умирает в Римском дворике
Почти до середины марта в Эрмитаже будут гостить четыре скульптуры из археологического музея Неаполя. Выставка «Поверженные. Умирающий галл и Малые посвящения Аттала» продолжает цикл «Шедевры музеев мира».

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В центре Римского дворика Нового Эрмитажа на подиуме скульптурная группа из четырех статуй.
В 1514 году монахини, устраивавшие на античных руинах в Риме погреб для монастыря, обнаружили эти статуи. Как оказалось, это мраморные римские копии с бронзовых скульптур монумента, воздвигнутого царем Пергамского царства Атталом I около 200 года до н. э. на акрополе Афин в честь победы над галлами.
Обычай приношения статуй в дар богам - посвящения - существовал в античной Греции с глубокой древности. Царь Аттал увековечивал сражения мифологические и исторические - битвы с гигантами и амазонками, отражения галльских набегов, победу над персами. В Пергаме и Афинах найдены постаменты с надписями, содержащими упоминания о посвящениях Аттала.
Посвящения были Малые и Большие, отличавшиеся размерами - 2,15 м и 1,16. Античный историк, описывая сюжеты композиций, упомянул необычный размер фигур: «У южной стены акрополя Аттал соорудил памятники, каждый приблизительно в два локтя» (у греков локоть равнялся 46,3 см).
В ансамбль афинского памятника входили четыре композиции, каждая на отдельном постаменте. На платформе длиной сто двадцать четыре метра располагалось множество бронзовых фигур, повествующих о битве гигантов и богов, сражениях греков с амазонками и греков с персами, и с кульминацией - битвой с галлами. Четыре скульптуры из археологического музея Неаполя - ключевые для ансамбля: каждая соответствует одному из сюжетов «битв».
Оригиналы статуй не сохранились. Заказчиком копий мог быть римский император Траян, который вел войны с жителями древней Дакии. Исследователи предполагают, что скульптуры могли украшать бани римского полководца и политического деятеля Агриппы. В XVI веке в инвентарных книгах коллекции Альфонсины Орсини-Медичи, первой владелицы статуй, их именовали «Горациями и Куриациями», героями Римской истории времен Республики. После смерти Альфонсины антики оказались у Маргариты Австрийской, с 1587-го по 1790 год они находились у семьи Фарнезе. Вместе с этим собранием скульптуры перевезли из Рима в Неаполь, в музей Бурбонов, теперь Национальный археологический музей.
- Малые посвящения - большая группа скульптур. Некоторые ученые предполагают, что их было 120, другие - 70. Сохранилось всего 14. К нам приехала группа самая большая и интересная - говорит куратор выставки заведующая отделом Античного мира Эрмитажа Анна Трофимова. - В эпоху Возрождения художники многое переосмыслили. В композиции сохранились только фигуры людей поверженных, нет ни одной в атакующей позе. Мы видим боль, страдание, жалость к людям, которые погибли или погибают на наших глазах. В этом гуманистическая идея. Впервые показан ужас войны и смерти, а не, как было принято в греческом искусстве, величие победителей.
Материалы рубрики
В Мраморном дворце работает выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
Выставка «Игра и страсть в русском изобразительном искусстве XVIII – XX вв.» открылась в Мурманске
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии