Галерея «Ленинград Центра» открыла выставку «Лица и Лики»

Галерея «Ленинград Центра» (Потемкинская улица, 4) после годичной паузы, вызванной пандемией, открыла новую выставку – «Лица и Лики», посвященную творчеству семьи Траугот. Экспозиция невелика по размеру (около 50 картин, рисунков, произведений из фарфора), но выверенная и плотная по смыслам.

Галерея «Ленинград Центра» открыла выставку «Лица и Лики» | ФОТО предоставлено пресс-службой «Ленинград Центра»

ФОТО предоставлено пресс-службой «Ленинград Центра»

Для неофитов куратор Екатерина Халецкая организовала книжный уголок, куда помещены издания сказок Андерсена, Перро, Гофмана, братьев Гримм. Книги выходили в разные годы и знакомы нескольким поколениям читателей. Автором иллюстраций указан загадочный «Г. А. В. Траугот». Это творческий псевдоним Георгия Траугота и его сыновей – Александра и Валерия. Сейчас остался и продолжает активно работать только Александр, которому в этом году исполнится девяносто. В память о совместном рисовании он сохраняет коллективное имя.

Весь показ построен как разговор двух поколений художников. Георгий Траугот показан как мастер городского пейзажа. На акварели «Тучкова набережная» вода показана голубой, на другой акварели без названия – сияет белизной Князь-Владимирский собор. Этого не может быть в природе, но художнику веришь. Кстати, на «Тучковой набережной», теперь она называется набережная Макарова, вдали в дымке виднеется тонкая башня со шпилем. Неужели Траугот предвидел возникновение небоскреба «Лахта-центра»?

Рядом помещены картины «Рождество», «Богородица», «Тюльпаны» Веры Яновой, жены Траугота. Талантливая фигуративная экспрессионистка, последовательница Матисса, она не выставлялась при жизни. Признание ее творчества произошло в 2012 году после выставки в Русском музее. В проекте прошлого года «Дары», посвященном 125-летию музея, ленинградский пейзаж Яновой занимал почетное место.

Контрастом к яркой яновской палитре выглядят две большие картины Г. А. В. Траугот «Мастер и Маргарита». Булгаковские герои превращаются у художника в персонажей сказки для взрослых. Они кружатся в голубом мареве на балу у Сатаны. А рядом – ваза «Лукреция» и тарелка «Комедия», как два лика – трагический и смешной – единой античной драматургии.

В другом зале Александр Траугот «выходит из тени» псевдонима, чтобы показать петербургские и парижские пейзажи разных лет. Он делит свои дни и труды между двумя городами и находит общее между набережными Невы и Сены. Специально для выставки были созданы несколько больших многофигурных акварелей. Названия «Почему так устроен мир?», «Сладкая жизнь», «Когда погибает эпоха» говорят сами за себя.

Еще Александр Траугот проявил себя незаурядным педагогом. Его жена – Элизабет де Треал де Кинси-Трауготт впервые посетила Россию в юношестве, потом работала преподавателем французского языка в ярославской глубинке. По возвращении в Париж обучалась рисованию, работала реставратором. Как-то муж дал ей в руки глиняную массу и предложил вылепить вазу. С тех пор появилось много работ. Элизабет освоила технику росписи и обжиг. Впервые публике показаны ее керамические вазы. «Альбер Камю» чем-то не случайно напоминает лицо Александра Траугота.

Как-то художник, отвечая на вопрос, что для вас искусство, удачно нашел образ: «Это как вдох и выдох... вдох – я смотрю на жизнь, я вижу. Выдох – я рисую, творю». А на нынешнем вернисаже вспомнил старый «обэриутовский» анекдот. Один сумасшедший решил покрасить потолок, поставил стремянку, поднялся на нее и взялся за дело. Другой персонаж решил унести стремянку и на вопрос первого, как красить дальше, парировал: «Держись за кисточку». «Так и художник живет. Он держится за свою мечту», – говорит Траугот.

#выставка #Ленинград Центр #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (6898) от 07.04.2021 под заголовком «Держась за кисточку, чтоб не упасть».


Комментарии