«Гадалка» тоже в Петергофе
Новой экспозицией отметил новоселье Музей коллекционеров ГМЗ «Петергоф», который в этом году отмечает свое 15-летие. Он переехал в один из кавалерских домов на Правленской улице, 4, и получил несколько подарков к празднику.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В музее хранится примерно 18 тысяч произведений нескольких частных собраний, подаренных ему в разные годы. Сейчас выставлено около тысячи, это несколько меньше, чем прежде. Архитектор Сергей Голубков, автор новой экспозиции, постарался сделать так, чтобы каждая картина и фарфоровая тарелка заиграли и не потерялись в обилии красивых вещей.
Музей был создан Вадимом Знаменовым, тогда генеральным директором, а ныне президентом ГМЗ «Петергоф». Он хорошо знал закрытый круг ленинградских собирателей, нашел слова, убедившие коллекционеров подарить свои сокровища новому музею. Эпиграфом к экспозиции стали слова Знаменова о том, что коллекционирование зачастую единственный и надежный способ спасения материальных памятников. Другим эпиграфом выбрана мысль Сергея Варшавского, одного из дарителей: «Коллекционирование не блажь, а радостный и изнурительный повседневный труд».
Коньком Варшавского были западноевропейский и русский гравированный портрет. Музей представил в новой экспозиции изображения священнослужителей разных конфессий, сыгравших важную роль в поддержке науки и искусства. Так, лорд-епископ Ричард Уотсон занимался химией и придумал систему грантов для ученых. Папа Римский Климент XIII покровительствовал художнику Джованни Пиранези. На открытии новой экспозиции Юрий Варшавский, сын коллекционера, подарил музею портрет Николая Уткина, знаменитого русского гравера XIX века.
Коллекция Иосифа Эзраха славилась фарфором - мейсенской посудой и большими декоративными вазами, созданными на ИФЗ в 1820-е годы. В его собрании находятся картины Павла Кузнецова «Гадалка», «Девушка в розовом» Владимира Лебедева, «Полотняный завод» Натальи Гончаровой... От Ирины Каварской и Анастасии Усениной музей получил петербургские пейзажи Анны Остроумовой-Лебедевой и виленские - Мстислава Добужинского.
Первым дарителям музея - Розе и Александру Тимофеевым отведено два зала: пейзажи Михаила Нестерова, портреты Константина Коровина и Бориса Кустодиева, автопортрет Зинаиды Серебряковой, редкие фарфоровые статуэтки, созданные на ИФЗ во время Первой мировой войны, блистательный агитационный фарфор, например, тарелка художника Михаила Адамовича «Кто не работает, тот не ест».
Новинкой стала мемориальная зона музея. Одна ее часть посвящена знаменитому ленинградскому филокартисту Николаю Шмитт-Фогелевичу. Музей владеет его собранием из 100 тысяч открыток с видами Петербурга. Еще надо найти способ, как их показывать на постоянной основе. Сейчас выставлено несколько репродукций.
Другая часть «мемории» - архив и дневники Федора Беренштама, художника и первого хранителя «Петергофа» (1918 - 1924). Эти материалы подарены в 2017 году Тамарой Васильевой, вдовой коллекционера Бориса Васильева. Их еще предстоит изучить.
На открытии Музея коллекционеров Елена Кальницкая, гендиректор ГМЗ, напомнила, что «Петергоф» - это не только «Самсон», а два десятка разнообразных музеев. Понятно, что туристы, приезжающие в Петергоф на два-три часа, не пойдут в Музей коллекционеров. А петербуржцы не стремятся влиться в поток желающих увидеть фонтаны. Но когда сезон закончится, музей должен предложить фирменное блюдо. Например, регулярные встречи с коллекционерами, мастер-классы по собиранию произведений искусства и т. д.
В связи с громкой историей о картинах, подаренных Никитой Лобановым-Ростовским одному из региональных музеев и оказавшихся подделками, «СПб ведомости» спросили Кальницкую, как музеи должны поступать при получении дара. По ее словам, и коллекционеры, и музейщики могут ошибаться при оценке подлинности произведения. Принимая дар, любой музей берет на себя ответственность за атрибуцию, которую необходимо подтвердить (или опровергнуть) при подготовке научной публикации поступления.
Комментарии