2Vtzqv4Hz9U

Фронтовое искусство вне политики. Выставки о войне вызывают интерес в Британии

Культуролог Ксения АФОНИНА, исследователь фронтового искусства Второй мировой войны, уже несколько лет работает в Кембридже, однако и в Петербурге, откуда она родом, бывает часто. Занимается маркетинговыми исследованиями, сотрудничает с университетами, проводит конференции и работает со студентами. Но главным ее делом стала организация в России и Британии выставочных проектов фронтовой графики и живописи, в первую очередь – работ своего родного деда участника Великой Отечественной войны Павла Ивановича Афонина.

Фронтовое искусство вне политики. Выставки о войне вызывают интерес в Британии | Репродукция. ФОТО автора

Репродукция. ФОТО автора

– И какой была реакция в Британии, с которой, честно говоря, на официальном уровне отношения давно уже разладились?

– Я даже не предполагала такого живого интереса и теплого отношения! Наверное, в том числе потому, что мы говорим о произведениях, созданных вне идеологии и государственных требований. Такие визуальные свидетельства войны сегодня едва ли не более действенны, чем монументальные полотна.

Несколько лет назад в Кембридже три месяца действовала выставка работ Елены Марттила, посвященная блокаде. И она была, пожалуй, одной из самых посещаемых в Кембридже за последние годы. Такой глубокий интерес был к теме войны на Восточном фронте, поскольку здесь об этом действительно очень мало знают. Многие были тронуты до слез, потому что память о войне продолжает жить и в Британии. Это тонкая ниточка, которая связывает наши народы...

– И сейчас, увы, уходит в прошлое...

– Да, кажется, что порой она буквально выскальзывает из рук.

Что же касается моего деда, то его жизненная история стала для меня в свое время настоящим открытием. Ведь, как и большинство фронтовиков, он о войне ничего не рассказывал. Сколько раз я садилась напротив него и просила: «Дедушка, расскажи...». Он ни в какую: «Ну зачем тебе это? Война есть война».

И вдруг, когда ему было уже девяносто лет, он стал рассказывать мне о войне. Это были монологи по телефону: я уже тогда жила в Англии. Может быть, ему так было легче говорить откровенно, не видя собеседника... Он рассказывал удивительно точно – с деталями, именами, названиями мест. Я записывала за ним три месяца.

На фронт он попал в 1942 году, когда ему было двадцать лет, всю войну командовал одной из рот 17-й ударной Гатчинской Краснознаменной инженерно-саперной бригады. И все это время не переставал рисовать. Даже в госпитале, после тяжелого ранения, полученного во время штурма Выборга в июне 1944-го. Кстати, на одном из портретов запечатлен военный хирург Вахтанг Канделаки: он тогда спас жизнь Павлу Афонину, после чего стал крестным отцом его дочери Елены, которая родилась в это самое время в Москве.

Моя бабушка Антонина Гавриловна уже не чаяла увидеть мужа живым, как вдруг получила от Вахтанга поздравительную открытку с хорошими вестями. А Елена Павловна по сей день хранит ее как память о своем крестном отце, который умер от ран в 1945 году...

Всего Павел Иванович создал более двухсот портретов своих боевых товарищей, а также набросков фронтового быта. Он был великолепным рисовальщиком и мог сделать портрет за 10 – 15 минут, причем старался оставить себе копию, а оригиналы отдавал тем, кого запечатлевал. Для многих семей это была ценная весточка с фронта.

– Получается, портреты, сделанные Павлом Афониным, разошлись по всей стране?

– Да, и теперь я их собираю. Точнее, не сами портреты, а рассказы о судьбах людей, запечатленных на них. К примеру, удивительная история у портрета Аннушки – Анны Ивановны Шатик. Она работала при штабе, рисунок был сделан в ноябре 1944-го перед ее отправкой в тыл.

Спустя многие годы ее дочь, будучи проездом в Ленинграде, увидела этот портрет на выставке в Союзе архитекторов. Попросила телефон художника, Анна Ивановна нашла моего дедушку, и с тех пор они еще много лет общались. Родственники Анны Ивановны, ушедшей из жизни совсем недавно, в 2019 году, сделали фильм про нее, и его заставкой стал тот самый портрет, ставший уже семейной реликвией...

Павел Афонин 1944 год.jpgПавел Афонин. Фото 1944 г. Репродукция. ФОТО автора

Сейчас открылась выставка работ Павла Афонина в музее «Дорога жизни» в Осиновце, на которой представлены 28 произведений, в том числе и послевоенного времени. И снова – удивительные пересечения. Оказалось, что заведующий этим музеем Виктор Березняцкий в свое время хорошо знал Павла Ивановича. Он работал в Военном инженерно-техническом университете на Захарьевской улице, где мой дед более полутора десятков лет заведовал кафедрой архитектуры. И они дружили до его последних дней...

За рубежом популяризацию наследия Павла Афонина я начала с выставки в Кембридже. После того как она вызвала интерес, я создала в Интернете информационный портал фронтового искусства www.wartimeart.com на русском и английском языках, который пополняется новыми историями.

– А в начале нынешнего года в Петербурге на русском языке вышла ваша книга «Неофициальное искусство Второй мировой войны»...

– Да, для меня она стала своего рода подведением итогов работы за несколько лет. В частности, перекрестных выставок. В Британии показали Восточный фронт глазами его участников, а в России – британскую сторону войны, которую тоже знают довольно фрагментарно.

Четыре года назад в петербургском Архитектурно-строительном университете прошла выставка «Две перспективы». На ней были представлены работы Павла Афонина и британского художника Эдварда Артура Миллигана, который во время войны, будучи летчиком, оказался в немецком плену.

Они были ровесниками, оба мечтали стать архитекторами и впоследствии осуществили свое желание. И оба всю войну рисовали. Они были честны перед собой и другими, в их произведениях – боль и преодоление, страдание и надежда, смерть и жизнь. Наверное, именно эта искренность привлекает сегодня...

Многие проекты я провожу в сотрудничестве с благотворительным Русскоязычным обществом Кембриджа. Мы стараемся, чтобы каждая выставка становилась полноценной культурно-просветительской акцией, сопровождалась проведением лекций, показом фильмов. Привлекаем британских специалистов по истории Второй мировой войны, культурологов, нам помогают волонтеры. Число участников и последователей наших мероприятий растет с каждым днем, что очень радует и вселяет надежду.

#выставка #искусство #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6941) от 09.06.2021 под заголовком «Фронтовое искусство вне политики».


Комментарии