Фрина приходит нагая

Не первый год в преддверии продолжительных новогодних выходных Русский музей открывает выставку, способную привлечь много публики. На этот раз в Корпусе Бенуа представлены отечественные мастера второй половины ХIХ века — «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме».

Фрина приходит нагая | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В анфиладе залов живопись, графика, скульптура, архивные материалы. Больше ста двадцати произведений из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи, других музейных и частных собраний.

— Эта выставка — событие, — говорит заведующий отделом живописи второй половины ХIХ — начала ХХ века Владимир Леняшин — Так сложилось, что в нашей истории искусствознания вторую половину ХIХ века «приватизировали» передвижники. Это понятно, заслуженно и объяснимо. Но были художники, далекие от устремлений демократического времени. Их искусство принципиально безыдейное, его не привязать к политической ситуации. Они жили своей жизнью, писали большие картины. Их работы есть в постоянной экспозиции музея. У этих художников были свои задачи. Они последние, кто хранил мастерство и эталоны красоты.

Сразу надо сказать, перед публикой предстал не концептуальный показ заката академизма и не выставка, приуроченная к юбилею, хотя в следующем году со дня рождения главного ее героя Семирадского исполнится 175 лет. Идею раскрывает второе название выставки «Пленники Вечного города».

Колония художников — понятие историческое. Облик Рима, его история, неповторимая художественная атмосфера влекли к себе мастеров разных стран. Большая часть русской колонии в Риме состояла из пенсионеров Императорской академии художеств.

В первых залах работы живописцев, во второй половине ХIХ века проживавших и работавших в Риме: Степана Бакаловича, Владимира Беклемишева, Михаила Боткина, Федора Бронникова, Николая Лаверецкого, Александра Риццони, Александра и Павла Сведомских, Василия Смирнова, Павла Чистякова и других. Образцы пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров, ставшие классикой отечественного искусства.

В начале произведения 1850 — 1960-х годов, созданные художниками до приезда Семирадского в Рим. Затем работы тех, кто жил там одновременно с ним. Можно сравнить многообразие творческих манер авторов. Прекрасные виды Рима, акварельные листы, жанровая живопись. Произведения на сюжеты из истории Древнего Египта и Греции. Картины повседневной жизни вечного города конца XIX века, эффектные полотна, посвященные античному Риму.

Выставка многослойная, яркая, мощная. Жесткой структуры нет. Как говорят кураторы, были сомнения, насколько возможно такой материал упорядочить, придать ему музейный облик.

Сенсация — картина Вильгельма Котарбинского «Римская оргия». Полотно находится в музее с момента его основания. Почти 100 лет оно хранилось в запасниках, заклеенное грубой оберточной бумагой и накатанное на вал. Благодаря реставрационным работам, длившимся больше полугода, картина восстановлена, спасена от разрушения. «Оргия» стала открытием не только для публики, но и для специалистов, даже в генеральном каталоге музея она была представлена черно-белой фотографией начала 1900-х годов.

Полотно Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» одно из самых монументальных в собрании Русского музея. Кураторы сочли необходимым переместить его из постоянной экспозиции в Корпус Бенуа. Его купил Александр III, тогда же он впервые объявил о намерении создать государственный музей национального искусства.

Последние залы выставки по праву отданы Семирадскому — одному из крупнейших представителей позднего европейского академизма. Выпускник Академии художеств почти всю жизнь провел в Риме, производил впечатление баловня судьбы. Он побеждал в конкурсах, на выставках его картины высоко оценивались, их покупали, им сопутствовал успех у публики и критики. В то же время художника преследовали сомнения в собственном таланте. За уход от действительности, аполитичность его критиковали коллеги и представители демократического лагеря. В этом отношении имя Семирадского стало нарицательным, символом академизма. Но в конце 1880-х и в 1890-е публика стала уставать от обличительного пафоса демократического реализма. Ей хотелось красоты и добра, Семирадский царил на академических выставках.

Когда его не стало, отклики были единодушны: «умер последний классик русского искусства». Но в ХХ веке слава Семирадского потускнела, картины, не приобретенные музеями, пропали и рассеялись по частным коллекциям.

Нынешняя выставка — вклад в восстановление исторической справедливости.

#Русский музей #выставка #художники

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?