Фрина приходит нагая

Не первый год в преддверии продолжительных новогодних выходных Русский музей открывает выставку, способную привлечь много публики. На этот раз в Корпусе Бенуа представлены отечественные мастера второй половины ХIХ века — «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме».

Фрина приходит нагая | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В анфиладе залов живопись, графика, скульптура, архивные материалы. Больше ста двадцати произведений из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи, других музейных и частных собраний.

— Эта выставка — событие, — говорит заведующий отделом живописи второй половины ХIХ — начала ХХ века Владимир Леняшин — Так сложилось, что в нашей истории искусствознания вторую половину ХIХ века «приватизировали» передвижники. Это понятно, заслуженно и объяснимо. Но были художники, далекие от устремлений демократического времени. Их искусство принципиально безыдейное, его не привязать к политической ситуации. Они жили своей жизнью, писали большие картины. Их работы есть в постоянной экспозиции музея. У этих художников были свои задачи. Они последние, кто хранил мастерство и эталоны красоты.

Сразу надо сказать, перед публикой предстал не концептуальный показ заката академизма и не выставка, приуроченная к юбилею, хотя в следующем году со дня рождения главного ее героя Семирадского исполнится 175 лет. Идею раскрывает второе название выставки «Пленники Вечного города».

Колония художников — понятие историческое. Облик Рима, его история, неповторимая художественная атмосфера влекли к себе мастеров разных стран. Большая часть русской колонии в Риме состояла из пенсионеров Императорской академии художеств.

В первых залах работы живописцев, во второй половине ХIХ века проживавших и работавших в Риме: Степана Бакаловича, Владимира Беклемишева, Михаила Боткина, Федора Бронникова, Николая Лаверецкого, Александра Риццони, Александра и Павла Сведомских, Василия Смирнова, Павла Чистякова и других. Образцы пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров, ставшие классикой отечественного искусства.

В начале произведения 1850 — 1960-х годов, созданные художниками до приезда Семирадского в Рим. Затем работы тех, кто жил там одновременно с ним. Можно сравнить многообразие творческих манер авторов. Прекрасные виды Рима, акварельные листы, жанровая живопись. Произведения на сюжеты из истории Древнего Египта и Греции. Картины повседневной жизни вечного города конца XIX века, эффектные полотна, посвященные античному Риму.

Выставка многослойная, яркая, мощная. Жесткой структуры нет. Как говорят кураторы, были сомнения, насколько возможно такой материал упорядочить, придать ему музейный облик.

Сенсация — картина Вильгельма Котарбинского «Римская оргия». Полотно находится в музее с момента его основания. Почти 100 лет оно хранилось в запасниках, заклеенное грубой оберточной бумагой и накатанное на вал. Благодаря реставрационным работам, длившимся больше полугода, картина восстановлена, спасена от разрушения. «Оргия» стала открытием не только для публики, но и для специалистов, даже в генеральном каталоге музея она была представлена черно-белой фотографией начала 1900-х годов.

Полотно Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» одно из самых монументальных в собрании Русского музея. Кураторы сочли необходимым переместить его из постоянной экспозиции в Корпус Бенуа. Его купил Александр III, тогда же он впервые объявил о намерении создать государственный музей национального искусства.

Последние залы выставки по праву отданы Семирадскому — одному из крупнейших представителей позднего европейского академизма. Выпускник Академии художеств почти всю жизнь провел в Риме, производил впечатление баловня судьбы. Он побеждал в конкурсах, на выставках его картины высоко оценивались, их покупали, им сопутствовал успех у публики и критики. В то же время художника преследовали сомнения в собственном таланте. За уход от действительности, аполитичность его критиковали коллеги и представители демократического лагеря. В этом отношении имя Семирадского стало нарицательным, символом академизма. Но в конце 1880-х и в 1890-е публика стала уставать от обличительного пафоса демократического реализма. Ей хотелось красоты и добра, Семирадский царил на академических выставках.

Когда его не стало, отклики были единодушны: «умер последний классик русского искусства». Но в ХХ веке слава Семирадского потускнела, картины, не приобретенные музеями, пропали и рассеялись по частным коллекциям.

Нынешняя выставка — вклад в восстановление исторической справедливости.

#Русский музей #выставка #художники

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...