Фрида, полная страстей
Балет Infinita Frida (предлагаю свой вариант перевода: «Фрида – навсегда») посвящен творчеству великой мексиканской художницы Фриды Кало. Автор концепции и хореографии солист Мариинского театра Юрий Смекалов крупными мазками передает драматические перипетии судьбы замечательной женщины, не вдаваясь в бытовые подробности ее биографии.

ФОТО Ирины ТУМИНЕНЕ, предоставлено организаторами проекта
С самого начала хореограф предлагает острое драматическое решение характера героини, сумевшей преодолеть минуты горечи и отчаяния, предательства и одиночества и сохранить главное – талант художника. В живописных полотнах, портретах, эскизных зарисовках Кало хореограф тонко уловил внутренний ритм, пластику движения, смелый росчерк линий и передал это средствами танца.
Балет наполнен символикой – жизнь и смерть сосуществуют в спектакле, взаимодействуют, оттеняют друг друга, создавая драматические коллизии. Отношения Фриды (Элиза Каррильо Кабрера) и Смерти (Беатрис Кноп) – это отношения любви и ненависти: Смерть становится постоянной спутницей и верной подругой героини, неотступно кружа над намеченной жертвой, сопровождая ее на всем протяжении жизни. Хореография Юрия Смекалова исключает лжеромантическую игру, хаос страстей, агрессию инстинктов – все подчинено строгим формам классического танца – легкие, летучие контуры вариаций, дуэтов, ансамблевых построений. Спектакль исполняется солистами Берлинского государственного балета и Мариинского театра.
Первая сцена спектакля чем-то напоминает зачин волшебной сказки: девочка Лиза (Мария Кошкарева, только что поступившая в Академию им. Вагановой) находит оброненную художником кисть, которой, словно волшебной палочкой, пробует рисовать. Но ее усилия тщетны: на сцене жизни появляется Судьба (ансамбль кордебалета) и навевает Лизе волшебный сон, в котором возникают персонажи из жизни Фриды Кало: ее первая любовь, красавец Алехандро (Дину Тамазлакару), доктор Лео Элоессер (Игорь Колб), возродивший Фриду к жизни после тяжелой травмы, Леон Троцкий (Владимир Шкляров), отношения которого с Фридой овеяны романтическим флером, Диего Ривера (Михаил Канискин) – муж Фриды, знаменитый художник-коммунист.
Хореография Юрия Смекалова изобретательна и разнообразна. Каждый дуэт Фриды и ее избранника – своеобразный психологический этюд. Наполнен нежностью диалог Фриды с Алехандро, суровостью – с Диего Риверой, деловитой холодностью – с врачом, смятением и тревогой – с Троцким. Партнеры Фриды – великолепны, каждый танцовщик обладает отточенной техникой, создает психологически яркий образ-портрет.
В роли Фриды Кало выступила прима-балерина Берлинского балета Элиза Каррильо Кабрера, танцовщица, обладающая виртуозной техникой, красивыми линиями, безупречной фразировкой движений. В сложных дуэтах и вариациях пластика танцовщицы отражает каждое движение души героини, способной услышать негромкие голоса надвигающейся беды, затаенные шаги близящегося предательства. Для нее жизнь – бег наперегонки с неотразимой, но и нерасторопной судьбой. Танцовщица создает образ гениальной женщины-воительницы, где все соткано из героической воли и мятежных страстей.
Замечательно оформили спектакль художник Елисей Шепелев, художник по свету Сергей Шевченко и автор видеопроекций Александр Лециус. Каждому персонажу придан свой цвет и световая гамма: светло-синий – Алехандро, белоснежный – доктору Элоессеру, желтый – Ривере, красный – Троцкому, черный – Смерти. Легко двигающиеся плоскости в виде подготовленных и загрунтованных холстов создают разнообразные интерьеры, то освещенные солнечным светом, то погруженные во мрак ночи, то озаренные синевой неба. От сцены к сцене меняются цвет и смысл полотен в глубине сцены, на которых возникают картины Фриды Кало, ее эскизы и автопортреты.
Музыку к спектаклю написал петербургский композитор Александр Маев, уже несколько лет сотрудничающий с Юрием Смекаловым. Симфонические фрагменты сочетаются в партитуре композитора с лирико-песенными мелодиями. Но главное – танцовщики привольно чувствуют себя в ритмах этой музыки.
В финале спектакля партнеры поднимают высоко вверх Фриду, одетую в платье золотого цвета с огромным шлейфом, края которого при движении ансамбля превращаются в крылья. Кажется, что из пепла далекой эпохи возникает птица феникс – неповторимая Фрида Кало.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5496) от 09.07.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии