Фрида, полная страстей

Балет Infinita Frida (предлагаю свой вариант перевода: «Фрида – навсегда») посвящен творчеству великой мексиканской художницы Фриды Кало. Автор концепции и хореографии солист Мариинского театра Юрий Смекалов крупными мазками передает драматические перипетии судьбы замечательной женщины, не вдаваясь в бытовые подробности ее биографии.

Фрида, полная страстей | ФОТО Ирины ТУМИНЕНЕ, предоставлено организаторами проекта

ФОТО Ирины ТУМИНЕНЕ, предоставлено организаторами проекта

С самого начала хореограф предлагает острое драматическое решение характера героини, сумевшей преодолеть минуты горечи и отчаяния, предательства и одиночества и сохранить главное – талант художника. В живописных полотнах, портретах, эскизных зарисовках Кало хореограф тонко уловил внутренний ритм, пластику движения, смелый росчерк линий и передал это средствами танца.

Балет наполнен символикой – жизнь и смерть сосуществуют в спектакле, взаимодействуют, оттеняют друг друга, создавая драматические коллизии. Отношения Фриды (Элиза Каррильо Кабрера) и Смерти (Беатрис Кноп) – это отношения любви и ненависти: Смерть становится постоянной спутницей и верной подругой героини, неотступно кружа над намеченной жертвой, сопровождая ее на всем протяжении жизни. Хореография Юрия Смекалова исключает лжеромантическую игру, хаос страстей, агрессию инстинктов – все подчинено строгим формам классического танца – легкие, летучие контуры вариаций, дуэтов, ансамблевых построений. Спектакль исполняется солистами Берлинского государственного балета и Мариинского театра.

Первая сцена спектакля чем-то напоминает зачин волшебной сказки: девочка Лиза (Мария Кошкарева, только что поступившая в Академию им. Вагановой) находит оброненную художником кисть, которой, словно волшебной палочкой, пробует рисовать. Но ее усилия тщетны: на сцене жизни появляется Судьба (ансамбль кордебалета) и навевает Лизе волшебный сон, в котором возникают персонажи из жизни Фриды Кало: ее первая любовь, красавец Алехандро (Дину Тамазлакару), доктор Лео Элоессер (Игорь Колб), возродивший Фриду к жизни после тяжелой травмы, Леон Троцкий (Владимир Шкляров), отношения которого с Фридой овеяны романтическим флером, Диего Ривера (Михаил Канискин) – муж Фриды, знаменитый художник-коммунист.

Хореография Юрия Смекалова изобретательна и разнообразна. Каждый дуэт Фриды и ее избранника – своеобразный психологический этюд. Наполнен нежностью диалог Фриды с Алехандро, суровостью – с Диего Риверой, деловитой холодностью – с врачом, смятением и тревогой – с Троцким. Партнеры Фриды – великолепны, каждый танцовщик обладает отточенной техникой, создает психологически яркий образ-портрет.

В роли Фриды Кало выступила прима-балерина Берлинского балета Элиза Каррильо Кабрера, танцовщица, обладающая виртуозной техникой, красивыми линиями, безупречной фразировкой движений. В сложных дуэтах и вариациях пластика танцовщицы отражает каждое движение души героини, способной услышать негромкие голоса надвигающейся беды, затаенные шаги близящегося предательства. Для нее жизнь – бег наперегонки с неотразимой, но и нерасторопной судьбой. Танцовщица создает образ гениальной женщины-воительницы, где все соткано из героической воли и мятежных страстей.

Замечательно оформили спектакль художник Елисей Шепелев, художник по свету Сергей Шевченко и автор видеопроекций Александр Лециус. Каждому персонажу придан свой цвет и световая гамма: светло-синий – Алехандро, белоснежный – доктору Элоессеру, желтый – Ривере, красный – Троцкому, черный – Смерти. Легко двигающиеся плоскости в виде подготовленных и загрунтованных холстов создают разнообразные интерьеры, то освещенные солнечным светом, то погруженные во мрак ночи, то озаренные синевой неба. От сцены к сцене меняются цвет и смысл полотен в глубине сцены, на которых возникают картины Фриды Кало, ее эскизы и автопортреты.

Музыку к спектаклю написал петербургский композитор Александр Маев, уже несколько лет сотрудничающий с Юрием Смекаловым. Симфонические фрагменты сочетаются в партитуре композитора с лирико-песенными мелодиями. Но главное – танцовщики привольно чувствуют себя в ритмах этой музыки.

В финале спектакля партнеры поднимают высоко вверх Фриду, одетую в платье золотого цвета с огромным шлейфом, края которого при движении ансамбля превращаются в крылья. Кажется, что из пепла далекой эпохи возникает птица феникс – неповторимая Фрида Кало.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5496) от 09.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...