Фрида, полная страстей

Балет Infinita Frida (предлагаю свой вариант перевода: «Фрида – навсегда») посвящен творчеству великой мексиканской художницы Фриды Кало. Автор концепции и хореографии солист Мариинского театра Юрий Смекалов крупными мазками передает драматические перипетии судьбы замечательной женщины, не вдаваясь в бытовые подробности ее биографии.

Фрида, полная страстей | ФОТО Ирины ТУМИНЕНЕ, предоставлено организаторами проекта

ФОТО Ирины ТУМИНЕНЕ, предоставлено организаторами проекта

С самого начала хореограф предлагает острое драматическое решение характера героини, сумевшей преодолеть минуты горечи и отчаяния, предательства и одиночества и сохранить главное – талант художника. В живописных полотнах, портретах, эскизных зарисовках Кало хореограф тонко уловил внутренний ритм, пластику движения, смелый росчерк линий и передал это средствами танца.

Балет наполнен символикой – жизнь и смерть сосуществуют в спектакле, взаимодействуют, оттеняют друг друга, создавая драматические коллизии. Отношения Фриды (Элиза Каррильо Кабрера) и Смерти (Беатрис Кноп) – это отношения любви и ненависти: Смерть становится постоянной спутницей и верной подругой героини, неотступно кружа над намеченной жертвой, сопровождая ее на всем протяжении жизни. Хореография Юрия Смекалова исключает лжеромантическую игру, хаос страстей, агрессию инстинктов – все подчинено строгим формам классического танца – легкие, летучие контуры вариаций, дуэтов, ансамблевых построений. Спектакль исполняется солистами Берлинского государственного балета и Мариинского театра.

Первая сцена спектакля чем-то напоминает зачин волшебной сказки: девочка Лиза (Мария Кошкарева, только что поступившая в Академию им. Вагановой) находит оброненную художником кисть, которой, словно волшебной палочкой, пробует рисовать. Но ее усилия тщетны: на сцене жизни появляется Судьба (ансамбль кордебалета) и навевает Лизе волшебный сон, в котором возникают персонажи из жизни Фриды Кало: ее первая любовь, красавец Алехандро (Дину Тамазлакару), доктор Лео Элоессер (Игорь Колб), возродивший Фриду к жизни после тяжелой травмы, Леон Троцкий (Владимир Шкляров), отношения которого с Фридой овеяны романтическим флером, Диего Ривера (Михаил Канискин) – муж Фриды, знаменитый художник-коммунист.

Хореография Юрия Смекалова изобретательна и разнообразна. Каждый дуэт Фриды и ее избранника – своеобразный психологический этюд. Наполнен нежностью диалог Фриды с Алехандро, суровостью – с Диего Риверой, деловитой холодностью – с врачом, смятением и тревогой – с Троцким. Партнеры Фриды – великолепны, каждый танцовщик обладает отточенной техникой, создает психологически яркий образ-портрет.

В роли Фриды Кало выступила прима-балерина Берлинского балета Элиза Каррильо Кабрера, танцовщица, обладающая виртуозной техникой, красивыми линиями, безупречной фразировкой движений. В сложных дуэтах и вариациях пластика танцовщицы отражает каждое движение души героини, способной услышать негромкие голоса надвигающейся беды, затаенные шаги близящегося предательства. Для нее жизнь – бег наперегонки с неотразимой, но и нерасторопной судьбой. Танцовщица создает образ гениальной женщины-воительницы, где все соткано из героической воли и мятежных страстей.

Замечательно оформили спектакль художник Елисей Шепелев, художник по свету Сергей Шевченко и автор видеопроекций Александр Лециус. Каждому персонажу придан свой цвет и световая гамма: светло-синий – Алехандро, белоснежный – доктору Элоессеру, желтый – Ривере, красный – Троцкому, черный – Смерти. Легко двигающиеся плоскости в виде подготовленных и загрунтованных холстов создают разнообразные интерьеры, то освещенные солнечным светом, то погруженные во мрак ночи, то озаренные синевой неба. От сцены к сцене меняются цвет и смысл полотен в глубине сцены, на которых возникают картины Фриды Кало, ее эскизы и автопортреты.

Музыку к спектаклю написал петербургский композитор Александр Маев, уже несколько лет сотрудничающий с Юрием Смекаловым. Симфонические фрагменты сочетаются в партитуре композитора с лирико-песенными мелодиями. Но главное – танцовщики привольно чувствуют себя в ритмах этой музыки.

В финале спектакля партнеры поднимают высоко вверх Фриду, одетую в платье золотого цвета с огромным шлейфом, края которого при движении ансамбля превращаются в крылья. Кажется, что из пепла далекой эпохи возникает птица феникс – неповторимая Фрида Кало.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5496) от 09.07.2015.


Комментарии