Фотокор снимал правду

В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась первая в Петербурге персональная выставка «Контрольные отпечатки» классика военной фотографии Александра Устинова (1909 - 1995).

Фотокор снимал правду  | Предоставлено РОСФОТО

Предоставлено РОСФОТО

Коренной москвич, сын сапожника, по комсомольской путевке получивший место осветителя на студии кинохроники, в возрасте 20 лет купил себе фотоаппарат с провидческим названием «Фотокор-1». Через несколько лет Устинов стал руководителем фотокружка курсантов Кремлевской школы имени ВЦИК. В 1939 году его приняла в штат газета «Красная звезда». Всю войну Устинов служил военным фотокорреспондентом «Правды». Снимки 1941 года - «Первый фашистский самолет, сбитый над Москвой», «Огонь» и «Парад на Красной площади», несколько фотографий встречи на Эльбе в мае 1945-го стали классикой военного репортажа.

После Победы Устинов продолжал работать для «Правды», был официальным правительственным фотографом, в его архиве остались снимки встреч Никиты Хрущева с Мао Цзэдуном, Фиделем Кастро, Эрнесто Че Геварой, портреты космонавтов и маршалов.

«Контрольные отпечатки» - это 96 фото с негативов, которые отобрал сам автор. В 1980-е годы Устинов готовил большую персональную ретроспективу, которая не состоялась.

Куратор нынешней выставки Игорь Лебедев ограничился снимками 1939 - 1942 годов, мирная жизнь и начало войны, бои за Ленинград. Понятно, что официальный фотокорреспондент был связан цензурными рамками, на снимках нет крови и страданий. Но нет и пафоса, показаны рабочие войны, отдающий свой трудный долг.



Из довоенных фотографий выделяется репортаж о женской рыболовецкой бригаде на Черном море. Из военных - прежде всего знаменитая серия, сделанная 23 июня 1941 года после объявления мобилизации. Устинов снял простые суровые лица добровольцев, понимающих, что они идут на страшную войну.

Выделим еще два московских снимка. Пожилые добровольцы, которых обучают штыковому бою с помощью винтовок царского времени, и фото ополченцев, бодро шагающих по Москве, их провожает тревожная девушка в большом белом платке. Ключ к последнему снимку в дате - «16 октября 1941 года», это самый разгар паники в столице, вызванной слухами об оставлении Москвы.

Основной раздел выставки посвящен репортажам с Ленинградского и Волховского фронтов. Бравые военфельдшеры Таня Нефитова и Вера Заонегина красиво гарцуют на лошадях. 12-летний Саша Попов, сын полка, военный разведчик, явно стесняется камеры. Он погиб в 1942-м за линией фронта.

После войны в мемуарах Устинов замечательно напишет о себе и коллегах, что они всегда на передовой, рядом с бойцами, но «не потому, что мы, фотокоры, были очень храбрыми. Любимая работа и ответственность перед газетой заставляли быть такими».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (5779) от 02.09.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?