Фотокор снимал правду

В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась первая в Петербурге персональная выставка «Контрольные отпечатки» классика военной фотографии Александра Устинова (1909 - 1995).

Фотокор снимал правду  | Предоставлено РОСФОТО

Предоставлено РОСФОТО

Коренной москвич, сын сапожника, по комсомольской путевке получивший место осветителя на студии кинохроники, в возрасте 20 лет купил себе фотоаппарат с провидческим названием «Фотокор-1». Через несколько лет Устинов стал руководителем фотокружка курсантов Кремлевской школы имени ВЦИК. В 1939 году его приняла в штат газета «Красная звезда». Всю войну Устинов служил военным фотокорреспондентом «Правды». Снимки 1941 года - «Первый фашистский самолет, сбитый над Москвой», «Огонь» и «Парад на Красной площади», несколько фотографий встречи на Эльбе в мае 1945-го стали классикой военного репортажа.

После Победы Устинов продолжал работать для «Правды», был официальным правительственным фотографом, в его архиве остались снимки встреч Никиты Хрущева с Мао Цзэдуном, Фиделем Кастро, Эрнесто Че Геварой, портреты космонавтов и маршалов.

«Контрольные отпечатки» - это 96 фото с негативов, которые отобрал сам автор. В 1980-е годы Устинов готовил большую персональную ретроспективу, которая не состоялась.

Куратор нынешней выставки Игорь Лебедев ограничился снимками 1939 - 1942 годов, мирная жизнь и начало войны, бои за Ленинград. Понятно, что официальный фотокорреспондент был связан цензурными рамками, на снимках нет крови и страданий. Но нет и пафоса, показаны рабочие войны, отдающий свой трудный долг.



Из довоенных фотографий выделяется репортаж о женской рыболовецкой бригаде на Черном море. Из военных - прежде всего знаменитая серия, сделанная 23 июня 1941 года после объявления мобилизации. Устинов снял простые суровые лица добровольцев, понимающих, что они идут на страшную войну.

Выделим еще два московских снимка. Пожилые добровольцы, которых обучают штыковому бою с помощью винтовок царского времени, и фото ополченцев, бодро шагающих по Москве, их провожает тревожная девушка в большом белом платке. Ключ к последнему снимку в дате - «16 октября 1941 года», это самый разгар паники в столице, вызванной слухами об оставлении Москвы.

Основной раздел выставки посвящен репортажам с Ленинградского и Волховского фронтов. Бравые военфельдшеры Таня Нефитова и Вера Заонегина красиво гарцуют на лошадях. 12-летний Саша Попов, сын полка, военный разведчик, явно стесняется камеры. Он погиб в 1942-м за линией фронта.

После войны в мемуарах Устинов замечательно напишет о себе и коллегах, что они всегда на передовой, рядом с бойцами, но «не потому, что мы, фотокоры, были очень храбрыми. Любимая работа и ответственность перед газетой заставляли быть такими».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (5779) от 02.09.2016.


Комментарии