Фотограф, открывший скульптора

Сергей Дягилев проявил себя как выдающийся импресарио в разных областях искусства. Отдавая предпочтение балету, он не упускал из внимания оперу, концерты, художественные выставки. Организаторы фестиваля «Дягилев. P. S.» стараются сохранять эти традиции.

Фотограф, открывший скульптора | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля.<br>Питер Мартинс в балете Игоря Стравинского «Аполло». 1981 г.

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля.
Питер Мартинс в балете Игоря Стравинского «Аполло». 1981 г.

В рамках фестиваля открылась выставка «Джордж Баланчин» американского фотографа Пола Колника. Экспозиция разместилась в залах Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, и не случайно: Джордж Баланчин — выпускник старейшей балетной школы России; в 1921 году он вышел из этих стен. Тогда его звали Георгием Баланчивадзе.

Мировая слава Баланчина началась в Европе и достигла апогея в Соединенных Штатах, где он стал основателем американского балетного театра. Именно этому периоду посвящены работы Пола Колника, которому посчастливилось проработать в баланчиновской труппе «Нью-Йорк Сити Балет» (New York City Ballet) с 1977 года до настоящего времени.

Из архива фотографа, насчитывающего тысячи снимков, для петербургской экспозиции выбраны более пятидесяти работ. О принципе их подбора говорит сам Колник: «Всю свою жизнь я нахожусь под влиянием Джорджа Баланчина. На протяжении почти сорока лет я с методичностью, граничащей с одержимостью, запечатлевал на фотопленке «Нью-Йорк Сити Балет». В моей работе самыми удивительными были те моменты, когда я становился свидетелем того, как Баланчин создавал и репетировал свои балеты».

Балет влечет многих фотографов, часто побуждая их собственную фантазию. Колник же сознательно уходит в тень. Никаких оптических эффектов, технических фокусов. Черно-белые снимки с ясной композицией, строгой графикой распахивают перед зрителями окно в мир Баланчина, позволяют подсмотреть творческий процесс балетмейстера, восхититься замечательными исполнителями его хореографии, среди которых Михаил Барышников, Рудольф Нуреев, Мария Ковровски, Питер Мартинс, Нина Ананиашвили, Андрис Лиепа, Роберт Фэрчайлд, Николай Хюббе, Дарси Кистлер и многие другие.

Но главное достоинство работ Пола Колника в том, что они навсегда остановили краткие мгновения танца, и теперь мы можем долго рассматривать придуманные Баланчиным комбинации, восхищаясь их совершенством. Можно сказать, Колник открывает нам Баланчина-скульптора — настолько хороши неподвижно застывшие пластические композиции.

Выставка в залах Академии русского балета имени А. Я. Вагановой будет доступна для всех желающих до 10 января 2015 года (вход с площади Ломоносова).

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (5348) от 26.11.2014.


Комментарии