Фото-граф родом изПетербурга

В арт-пространстве «Конюшенная, 2» открылась ретроспективная выставка «Кино-театр Валерия Плотникова». Мастер сделал знаковые фотографии практически всей русской театральной и актерской элиты. Кинорежиссер Григорий Козинцев определил его как «фотографа-режиссера». Поэт Андрей Вознесенский написал о нем: «Плотников - фото-граф». Накануне открытия экспозиции журналист Сергей МИРОШНИКОВ заглянул в мастерскую к Валерию ПЛОТНИКОВУ и поговорил с ним о героях его снимков.

Фото-граф родом изПетербурга |  ФОТО Никиты КРЮЧКОВА/ТАСС

ФОТО Никиты КРЮЧКОВА/ТАСС

- Валерий Федорович, когда впервые была опубликована ваша фотография?

- Это было как раз в вашей газете. Осенний этюд, снятый в Летнем саду. Год 1960-й. Тот номер у меня до сих пор хранится. Я был еще школьником, отправил в редакцию подборку снимков. И замечательный человек - заведующий отделом оформления Юлий Гальперин - опубликовал. Я ведь не предполагал тогда, что стану заниматься фотографией всерьез, просто снимал понемногу...

- Нынешняя выставка - это некое подведение итогов?

- Итоги я не подвожу. Повод - окончание Года российского кино. Прощальный привет. Мне предложили, я с удовольствием согласился.

- У вас как у фотографа свой стиль, узнаваемый. На кого вы старались равняться, кто ваши учителя?

- Меня воспитывал город, других учителей не было. А еще так замечательно сложилось, что я всю жизнь живу на Невском. Рядом - Филармония, Вагановское училище, Александринский театр, Театр Комедии, Музкомедия. Мало того: моя первая школа - бывшая 199-я - находилась на площади Искусств. Кстати, недавно я узнал, что в четвертом классе следующей своей школы - Петершуле - учился вместе с Володей Спиваковым. А в средней художественной школе при Академии художеств у нас вообще был феерический класс! Олег Григорьев, Ася Векслер, Миша Шемякин, Юра Русаков. Сегодня, кстати, школу сослали в типовое здание на Васильевском острове. А ведь это обрубание корней, больше того - вдохновения. Вот сейчас в Москву привезли выставку Джованни Пиранези. А мы с Мишей Шемякиным еще в пятом классе рассматривали его гравюры в библиотеке Академии художеств. Просиживали там допоздна.

И еще я понимаю - какое благо, что в нашем детстве не было ни баров, ни ночных клубов, ни Интернета, ни гаджетов всех этих бесконечных. Было время читать книги, ходить на концерты.

- Что для вас самое важное в кадре?

- Тут нужно расставить точки над i: я не отношу себя к фотографам-художникам. Ведь почему я стал снимать? В 1950 - 1960-е годы на Невском еще можно было встретить Ахматову, Зощенко. И если Ахматову я, допустим, мог узнать - по картинам Альтмана, Модильяни, Петрова-Водкина, то Зощенко - нет, не было его портретов, снимков! И я решил тогда, что буду фиксировать лица своих современников. Открою фотоателье, как, допустим, Наппельбаум или Карл Булла, стану приглашать людей, которые мне симпатичны или интересны. Поэтому так сложилось, что я тот, кто выстроил определенную летопись. Я знал весь мир кино, и весь мир кино знал меня. При этом никому специально я не звонил, все происходило естественно. С тем же Высоцким мы познакомились на «Ленфильме» - я проходил вгиковскую практику, он снимался в фильме «Интервенция», и одна чудная женщина - Галя Дроздецкая, председатель клуба самодеятельной песни в ДК пищевиков, почему-то решила обязательно нас представить друг другу. Точно так же в свое время продавщица Люся из Дома книги познакомила меня с Иосифом Бродским...

- С одаренными людьми сложно работать?

- Очень. Например, перед съемкой я четко вижу, каким хочу запечатлеть человека. А ему трудно принять это, он не готов. Мало того - не понимает, чего я хочу добиться. На это уходит много сил, убеждения... Обратные примеры единичны. Например, Иннокентий Смоктуновский: он полностью доверял мне, с ним потрясающе легко работалось. А с тем же Володей Высоцким - трудно. Он не видел смысла в съемке, считал, что она все равно не будет опубликована. Вот мой любимый портрет его (на стене у Валерия Плотникова висит в рамке фото Высоцкого с бородой. - Прим. авт.). Очень помогает по жизни. Когда что-то не складывается, начинаю хандрить - посмотрю и говорю себе: «А каково ему было с его мерой таланта, с его желанием творить? Когда ему постоянно - «Не надо, запретить, подрезать!». Вся жизнь у него прошла в этом преодолении».

- А с Лилей Брик как работалось?

- Сложно. Это было задание итальянского журнала Vogue. Я пришел к ней домой на Кутузовский проспект. А у нее в столовой вся стена увешана жостовскими подносами. До меня к ней зашли итальянские корреспонденты, и для них это было то, что нужно - экзотика, рашн-деревяшн! А я вижу - не то, ерунда полная. Где Лиля и где подносы? Но начал снимать. А у меня работали такие мощные лампы накаливания, они нагрелись, чувствую - дышать уже невозможно. Делаю паузу - «Приборы перегрелись». И в панике продолжаю на месте ориентироваться. Захожу в кабинет Василия Катаняна (муж Лили Брик. - Прим. авт.), вижу продавленный диван, фотографии Лилечки в молодости, стопки книг наваленные. Вот то, что нужно, живое, а не выставочное! И рабочий процесс пошел. В результате получился нужный мне кадр.

- Я знаю, что и с Рихтером была какая-то интересная история...

- Тоже чуть съемка не полетела. Я решил: для кадра мне нужны только его мощные руки и голова, остальное затянуто в черный глухой свитер под горло. Пришел в гости, и тут началось. Предлагаю передвинуть инструменты, а он: «Нет, нельзя, настроены!». Прошу надеть черный свитер, он: «Нет, я свитеров не надеваю, они меня душат!». Снимать в этих чудовищных бобочках? Для этого я не нужен. Слава богу, вошла Нина Львовна (жена С. Рихтера. - Прим. авт.): «Стасик, если Валерочка говорит надо - значит надо». И он надел у меня этот свитер. Второго такого кадра нет нигде.

- Сегодня продолжаете работать?

- Работаю, и с удовольствием. Снимаю простых, что называется, смертных. А современных актеров? Нынешних молодых - Олега Меньшикова, Евгения Миронова, Даню Козловского, Лизу Боярскую я давно снял... А смены им пока нет. Снимать некого...

Выставка продлится до 28 февраля. В экспозиции представлено около 120 работ мастера.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5851) от 14.12.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.