Формула любви

Богиня любви Венера родилась из пены морской на благословенном Кипре. Ее рождение запечатлел Сандро Боттичелли, картина стала одним из символов торжества любви в живописи. Love («Любовь») современного американского художника Роберта Индианы, чья выставка открылась в Мраморном дворце Русского музея, появилась из мусора.

Формула любви | Людям давно не хватает любви. Наверное, именно поэтому скульптура Роберта Индианы Love смогла завоевать весь мир. ФОТО Вадима МИХАЙЛОВА

Людям давно не хватает любви. Наверное, именно поэтому скульптура Роберта Индианы Love смогла завоевать весь мир. ФОТО Вадима МИХАЙЛОВА

Классик поп-арта начал свою карьеру с того, что подбирал обломки досок и прочего мусора в южном Манхэттене и превращал их в арт-объекты. Возможно, он так и остался бы навеки в тени Энди Уорхола, которого называют королем поп-арта. Если бы не любовь. Вернее, love.

Скульптура из четырех букв, вписанных в идеальный квадрат (буковка «о» склонилась на бок, внося в композицию нестабильность и живость), стала таким же символом Америки, как статуя Свободы, знак доллара (тиражируемый Уорхолом в его работах) и надпись Hollywood на холмах Лос-Анджелеса.

В Нью-Йорке, на углу Шестой авеню и 55-й стрит, где стоит эта скульптура, влюбленные назначают свидания, деловые люди – встречи, а туристы спешат запечатлеть себя на ее фоне. Сегодня индиановскую скульптуру, которая воспринимается как формула любви, можно встретить во многих городах мира. Даже в маленьком российском городке Елабуге.

Один из многочисленных вариантов стальной «любви» стоит сейчас в Мраморном дворце. Многие посетители стараются запечатлеть себя, пока не видят смотрительницы, на фоне алых букв.

Об истории Love на вернисаже подробно рассказала Евгения Николаевна Петрова, замдиректора ГРМ по науке. Она вместе с другим создателем выставки Йозефом Киблицким летом побывала в гостях у художника на острове в штате Мэн. Там 87-летний художник живет в старинном особняке «Звезда надежды», полном призраков прошлого и очарования. Они много беседовали.

– Love Индианы, композиция из четырех букв, набранная шрифтом Times Roman, впервые появилась в 1964 году на рождественской открытке, которую он сделал для Музея современного искусства в Нью-Йорке. Эта открытка стала самой продаваемой, требовались все новые и новые допечатки, – говорит Евгения Петрова. – Вскоре композиция Индианы была растиражирована и на бумаге, и на почтовых марках, и в сувенирах, и в скульптурах.

«Любовь» прославила Роберта Индиану, но не сделала его богатым. Когда он обратился в правительство США с просьбой зарегистрировать авторское право на композицию, ему отказали, потому что любовь принадлежит всему человечеству.

Популярность Love, которая стала такой же иконой современного искусства, как «Черный квадрат» Казимира Малевича или банка томатного супа «Кемпбелл» Энди Уорхола, затмила в глазах многих людей все остальные произведения художника. Это не совсем справедливо. Выставка в Мраморном дворце и сделана ради того, чтобы мы могли ознакомиться с искусством Роберта Индианы более подробно.

Среди 20 работ, вольготно разместившихся в четырех залах Мраморного дворца, много «портретов» чисел.

– Для Индианы цифры одухотворены, за каждым числом стоит своя история, – рассказывает Евгения Петрова.

Восьмерка для него – число матери, которая родилась в августе. Отца символизирует шестерка, потому что он родился в июне и работал в компании Philips 66. Двойка и четверка – любовь. Девятка – Девятая симфония Бетховена, в которой слышны «шаги судьбы», а еще – неотвратимость смерти. И, наконец, ноль – сама смерть. Или, быть может, новое начало.

Особого смысла исполнены для художника и многие слова. Среди них – «Люди», «Секс», «Объятье», «Луна», «Яма», «Кот» и почему-то – «Бровь».

В Мраморном демонстрируется работа под названием «Америка 666». На ней запечатлены два слова: eat («есть») и die («умирать»). Как рассказывал сам художник, последнее слово, которое произнесла перед смертью его мать: «есть». По этой причине оба слова оказались для него накрепко связаны друг с другом.

Но вернемся к Love.

– Будучи в гостях у Роберта Индианы этим летом и обсуждая предстоящую выставку, мы думали над тем, как сделать его знаменитую «Любовь» на русском языке, – рассказала Евгения Петрова. – Но наша «любовь» длиннее love на две буквы и никак не желает укладываться в нужную композицию. Мы сделали эскиз с вариантом композиции «любовь», вы можете увидеть его на обороте каталога, выпущенного к выставке. Сейчас Роберт думает на эту тему. Возможно, к концу выставки он предложит какую-то свою версию,

7 июня мы пригласим всех на финисаж и представим это послание от Индианы.

Экспонаты для выставки в Мраморном дворце предоставлены галереей Кристины Гмуржинской, которая находится в Цюрихе. Ранее эта галерея помогла организовать выставку Сильвестра Сталлоне.

Если экспозиция голливудской кинозвезды воспринималась многими просто как курьез, то выставка Роберты Индианы, пусть и совсем небольшая, стоит того, чтобы ее посетить. Она органично смотрится в Мраморном дворце, словно продолжая экспозицию расположенного там Музея Людвига, где демонстрируются работы знаменитых художников прошлого века – от Пикассо до Уорхола и Кабакова.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (5698) от 11.05.2016.


Комментарии