Петергоф запечатлел век музея
ГМЗ «Петергоф» сделал своим почитателям и себе подарок: вышел в свет 450-страничный альбом «Петергоф. Век музея», посвященный 100-летию заповедника. За год сотрудники «Петергофа» исследовали архивы Петербурга, разыскивая документы и фотографии, которые связаны с его историей.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Для книги отобрано 800 самых интересных, разделенных по хронологии на пять глав, каждая дополнена короткой статьей и календарем событий. Документы опубликованы факсимильно, поэтому их интересно не только читать, но и разглядывать.
По словам Елены Кальницкой, руководителя «Петергофа», «старые выцветшие снимки, протоколы совещаний, письма и записки, набросанные на клочках бумаги, - все это живые носители информации, столь важной для понимания петергофской истории и людей, эту историю делавших».
«Старые хозяева ушли» - так называется первый раздел, который охватывает 1917 - 1924 годы. В листовке «Правила для посетителей Петергофских дворцов и павильонов» еще не используется слово «музей». Но публику предупреждают: вход с зонтиками, палками и в калошах не разрешается. Опубликованы редкие снимки террасы дворца «Монплезир», пострадавшей от наводнения 1924 года.
В названии второго раздела ключевые слова «место культурного отдыха трудящихся». Петергоф постепенно превращают в парк аттракционов. Характерна школьная анкета 1935 года. На вопрос, что ты не понял в рассказе экскурсовода, ученик вывел «все». В списке тем экскурсий по Фермерскому дворцу значится: «Перерождение социальных основ монархии и буржуазная материальная культура...». В парке «Александрия» была оборудована «площадка для лежания на траве».
Военная глава книги называется «От Петергофа сохранилось только небо». Среди документов - карта «Мест захоронений мраморной скульптуры в Верхнем саду Петергофа». На одной из фотографий лета 1944 года солдаты извлекают скульптуры каскада «Шахматная горка».
Блок фотографий четвертого, послевоенного, раздела начинается большой подборкой «Стахановцы - восстановители фонтанов...» (в том числе «Самсона»), сделанной в 1947 году. Современные музейщики с благодарностью вспоминают своих коллег - от авторов проектов воссоздания фонтанов до маляров. Среди протокольных фотографий - визит в «Петергоф» Шарля де Голля, президента Франции, в 1966 году.
В главе, посвященной современности, самые интересные фото - проезд по Петербургу отреставрированного сияющего позолотой «Самсона» в апреле 2011 года и групповой портрет фонтанной команды музея. Чтобы посмотреть на их кропотливую работу, съезжаются в заповедник туристы со всего мира.
Альбом имеет посвящение «Людям первого столетия музейного Петергофа». Второе столетие музей начал с необычной выставки «Голландский домик. Сны Петра Великого». Известно, что император записывал свои сны. Дворец «Монплезир» как свою летнюю резиденцию в Петергофе Петр задумал в голландском духе с небольшими комнатами, «морским» кабинетом и кухней, отделанной голландской плиткой и сервированной фаянсовой посудой из Делфта.
Зимой «Монплезир» закрыт для посетителей. Как сейчас показать подлинные предметы петровского времени и личные вещи царя из этого дворца? Кураторы Екатерина Андреева и Марина Брюханова вместе с датским дизайнером Арне Кворнингом построили в Большом дворце пространство снов. По их версии, Петру I снились морские пейзажи Адама Сило и Абрахама Сторха, астролябия и другие навигационные приборы начала XVIII века, голландская керамика и русская оловянная ложка. Посмотрев на шелковый шлафрок и шерстяной ночной колпак Петра, зрители могут прилечь на «кровать» и с помощью видео с шумом волн представить себя самодержцем.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (6342) от 13.12.2018 под заголовком «Фонтанная команда».
Комментарии