Филармонический декабрь прошел под знаком «Площадь искусств», посвященного памяти Юрия Темирканова
Он ушел из жизни в ноябре. Фестиваль планировался к 85‑летию выдающегося дирижера, и часть программы была составлена еще при жизни маэстро им самим. В частности, открытие фестиваля, где заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Филармонии исполнил Тринадцатую симфонию Шостаковича «Бабий Яр» и Концерт Шумана для виолончели с оркестром в оркестровке Шостаковича. За пультом был нынешний главный дирижер оркестра — Николай Алексеев, солист — Александр Рамм.
ФОТО Стаса ЛЕВШИНА/предоставлено пресс-службой Филармонии
Фестиваль нынешнего года был задуман и получился с размахом, подтвердив свой международный статус не только участием английского пианиста Фредди Кемпфа и греческого дирижера Димитриса Ботиниса, но и приездом большого количества оркестров: камерных — «Солистов Москвы» с Юрием Башметом и «Виртуозов Москвы» с Владимиром Спиваковым и Государственного академического симфонического оркестра им. Е. Ф Светланова под управлением Александра Лазарева. В этом году на фестивале была также солидная камерная программа: клавирабенды Фредди Кемпфа и Дениса Мацуева в Большом зале, выступление Алексея Любимова и вокальный вечер Сергея Лейферкуса в Малом.
Среди гостевых коллективов в последний момент появился оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым — сейчас самой влиятельной музыкальной фигурой Петербурга, возглавляющим оркестр, входящий в десятку лучших в мире (так же, как и заслуженный коллектив). Их выступления на главной филармонической площадке города — событие, которого пришлось ждать, кстати, десять лет. Для программы своего концерта Валерий Гергиев избрал Шестую симфонию Шостаковича и Четвертую Брукнера (которыми неоднократно дирижировал и Темирканов). Безусловно, маэстро думал о своем старшем коллеге, но его интерпретация Шестой восходила, скорее, к классической интерпретации Евгения Мравинского.
Интересно, что программа концерта оказалась как бы перевернутой: в первом отделении прозвучала огромная Четвертая симфония Брукнера в первой редакции. Гергиев — один из немногих дирижеров, исполнивших все симфонии композитора, 200‑летие со дня рождения которого будет отмечаться в этом году. Он ощущает музыкальную форму, строящуюся как череда экстатических нарастаний, прорывов к небу, сменяющихся моментами созерцательного покоя. Некоторые фрагменты дирижер делал буквально «шепотом». Эмоциональный музыкальный поток захватывал, но при этом сознание отмечало, как же прекрасно звучит оркестр театра и его отдельные группы, например, струнная группа с концертмейстером Лоренцом Настурика-Гершовичи, которого Гергиев переманил из Мюнхена (не только в футбольных клубах есть легионеры). Брукнер был очень верующим человеком, и симфония для него была диалогом с Богом, Гергиеву же присущ дирижерский демонизм, хорошо ложащийся на позднеромантическую музыку, — очень интересное сочетание.
«Площадь искусств» всегда строится еще и как диалог между разными видами искусства и разными его «домами», по «географическому» признаку. И, хотя центром фестиваля остается Большой зал Филармонии, в нем участвуют те, кто тоже находится на одноименной площади. Так что в программу нынешнего фестиваля вошли последняя премьера Михайловского театра — «Кармен» Бизе, мюзикл Кошеварова «Остров сокровищ» в Театре музкомедии (премьера прошла прямо в дни фестиваля) и суперуспешная выставка Сурикова в Русском музее.
Завершал фестиваль концерт-посвящение Юрию Хатуевичу Темирканову. Академическим симфоническим оркестром в этот день дирижировал тонкий музыкант Александр Рудин, вел концерт Николай Буров, и, поскольку он же вел прощание с Темиркановым, концерт, построенный в элегических тонах, выглядел своеобразным продолжением этого прощания с великой эпохой.
Открылся концерт «Травиатой»: печальное вступление и предсмертная ария Виолетты из третьего действия оперы в исполнении блестящей Альбины Шагимуратовой отсылали нас к первому спектаклю в Малом театре оперы и балета (ныне Михайловском), продирижированному Темиркановым в самом начале его карьеры. А мне вспомнилось, что Юрий Хатуевич дирижировал этой оперой в Театре Реджио в Парме, которым он какое‑то время руководил, и даже получил за этот спектакль, записанный на DVD, премию итальянских критиков. Фантазию для альта с оркестром Брамса — Бодрова (это переложение медленной части Второго фортепианного концерта) исполнил Юрий Башмет, он же во втором отделении продирижировал «Монтекки и Капулетти» Прокофьева. Череду звездных солистов продолжили Елизавета Леонская, Борис Березовский, Николай Луганский, Вадим Репин. Голосом Бурова звучали их воспоминания, все они либо дружили, либо выступали с великим дирижером. А завершил концерт один из любимых бисов Темирканова, которым он так любил заканчивать свои концерты: прозвучало Танго Альбениса Родиона Щедрина, которого также связывали с Темиркановым многолетняя дружба и сотрудничество.
Публика расходилась, унося в душе светлую печаль конца великой эпохи Юрия Темирканова. Но его детище будет жить — XXIV международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», основанный в 1999 году, вновь пройдет в декабре 2024 года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7584) от 18.01.2024 под заголовком ««Площадь искусств»: продолжение следует».
Комментарии