Фиалки на пуантах

В Шереметевском дворце Музей театрального и музыкального искусства открыл выставку «Божественная Майя», посвященную Майе Плисецкой. Большую часть экспозиции составляют костюмы Пьера Кардена к балетам Родиона Щедрина и платья, выполненные петербургскими дизайнерами. Эта выставка о взаимовлиянии театра и моды, без которого трудно представить насквозь театрализованный ХХI век, сделавший моду одним из самых зрелищных искусств.

Фиалки на пуантах | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Выставка задумывалась при жизни Майи Плисецкой как подарок к ее юбилею. Памятная экспозиция была бы другой – с перечнем заслуг и судьбоносных встреч, с рассказом о хореографах и знаменитых постановках, с архивными фотографиями, письмами и документами. Но ничего этого на выставке нет. В залах Шереметевского дворца Майя Плисецкая выступила в роли богини, которая долгие годы освещала храм искусства. Ее образ продолжает вдохновлять художников и модельеров. В нескольких залах выставлены только платья, эскизы и фотографии.

В тексте Ольги Хорошиловой, написанном для буклета, нет биографии, только рассказ о том, как эта элегантная женщина преобразила советскую моду и восхищала мировых кутюрье. В небольшом сопроводительном комментарии кураторов так и сказано: «Она открыла перед советскими людьми путь к пониманию красоты, изящества и стиля в одежде».

Наряды Анны Карениной из одноименного балета соседствуют с черно-белым платьем Яниса Чамалиди. Он вдохновился обликом «леди-денди». Однако этот облик не рифмуется с удивительной женственностью Плисецкой – Анны, которую стремился передать мсье Карден. Роскошное черное платье, расшитое кружевами; рядом розовое, отороченное мехом, и белое с вышивкой, украшенное розой.

Алена Ахмадуллина создала платье с юбкой из органзы, декорированное 250 перьями, оно расписано вручную в традиционной технике XVIII века. Дизайнер представила Майю Плисецкую в роли черного лебедя. А молодые модельеры прониклись ее Айседорой и сшили несколько платьев-туник, размещенных в отдельном зале. Каждый показал свое видение совершенства: черная роскошь, прозрачная легкость, хрупкий шелк или строгий графичный силуэт. Мода всегда находится в поисках идеала. Эта выставка – попытка местных дизайнеров показать свое видение идеальной женщины – не земной, но божественной.

Татьяна Парфенова написала: «Образ совершенной балерины проникает до глубины души. Касается ее дна. Возвращается совершенным счастьем». Платье-объект, замечательно вписанное художником в лунный пейзаж, так и называется – «До дна». На платье изображен лебедь, устремившийся вниз, в глубину. Природа совершенна, а душа – бездонна. И, может быть, бессмертна. А жизнь быстротечна, как танец...

«Мы познакомились в 1993 или 1994 году. Майя Михайловна пришла в Модный дом с Анатолием Собчаком и Родионом Щедриным и сразу заказала платье. Мы создали для нее юбку, белую блузку, Анатолий Александрович подарил ей наш шарф. Я на какую-то «мыльницу» сделала несколько фотографий у нас на втором этаже. Майя Михайловна написала много хороших слов мне лично и Модному дому», – рассказала Татьяна Парфенова.

В этом же зале можно увидеть один из любимых нарядов Майи Плисецкой – концертное платье с бархатным верхом и изумрудным поясом работы Пьера Кардена. Он же придумал костюмы к балету «Чайка» Родиона Щедрина, выставленные в следующем зале. Плисецкая танцевала Нину Заречную в милом клетчатом платьице с кружевными манжетами и в белой полупрозрачной накидке, делавшей ее похожей на бескрылую чайку, которая так хотела взлететь. Еще одну ее чеховскую героиню – Анну Сергеевну из балета «Дама с собачкой» тоже одевал Пьер Карден. Одно белое платье расшито золотой тесьмой, второе – серебряными нитями, с кокетливым бантиком. Сколько в этом изящества и подлинной красоты... Стас Лопаткин представил платье с цветочными узорами, хорошо знакомыми клиентам его студии. Трогательная деталь – букет фиалок на пуантах. Татьяна Котегова предпочла черный цвет, четко выверенный крой, драматизм без излишних сантиментов – балет «Кармен-сюита». Цветной акцент в ее витрине – красные пуанты. В классическом балете такой акцент вряд ли допустим, но в моде нынче популярна цветная обувь...

Платье Елены Бадмаевой, сплетенное из черных и золотых лент, выглядит роскошным. Оно действительно напоминает причудливое растение, которое «прорастает из земли и воды».

С портрета Бориса Мессерера, висящего на стене, смотрит Майя Плисецкая, юная и нежная. Художник не пытался добиться портретного сходства, но передал то внутреннее сияние, которое свойственно истинной красоте.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (5559) от 06.10.2015.


Комментарии