Фиалки на пуантах

В Шереметевском дворце Музей театрального и музыкального искусства открыл выставку «Божественная Майя», посвященную Майе Плисецкой. Большую часть экспозиции составляют костюмы Пьера Кардена к балетам Родиона Щедрина и платья, выполненные петербургскими дизайнерами. Эта выставка о взаимовлиянии театра и моды, без которого трудно представить насквозь театрализованный ХХI век, сделавший моду одним из самых зрелищных искусств.

Фиалки на пуантах | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Выставка задумывалась при жизни Майи Плисецкой как подарок к ее юбилею. Памятная экспозиция была бы другой – с перечнем заслуг и судьбоносных встреч, с рассказом о хореографах и знаменитых постановках, с архивными фотографиями, письмами и документами. Но ничего этого на выставке нет. В залах Шереметевского дворца Майя Плисецкая выступила в роли богини, которая долгие годы освещала храм искусства. Ее образ продолжает вдохновлять художников и модельеров. В нескольких залах выставлены только платья, эскизы и фотографии.

В тексте Ольги Хорошиловой, написанном для буклета, нет биографии, только рассказ о том, как эта элегантная женщина преобразила советскую моду и восхищала мировых кутюрье. В небольшом сопроводительном комментарии кураторов так и сказано: «Она открыла перед советскими людьми путь к пониманию красоты, изящества и стиля в одежде».

Наряды Анны Карениной из одноименного балета соседствуют с черно-белым платьем Яниса Чамалиди. Он вдохновился обликом «леди-денди». Однако этот облик не рифмуется с удивительной женственностью Плисецкой – Анны, которую стремился передать мсье Карден. Роскошное черное платье, расшитое кружевами; рядом розовое, отороченное мехом, и белое с вышивкой, украшенное розой.

Алена Ахмадуллина создала платье с юбкой из органзы, декорированное 250 перьями, оно расписано вручную в традиционной технике XVIII века. Дизайнер представила Майю Плисецкую в роли черного лебедя. А молодые модельеры прониклись ее Айседорой и сшили несколько платьев-туник, размещенных в отдельном зале. Каждый показал свое видение совершенства: черная роскошь, прозрачная легкость, хрупкий шелк или строгий графичный силуэт. Мода всегда находится в поисках идеала. Эта выставка – попытка местных дизайнеров показать свое видение идеальной женщины – не земной, но божественной.

Татьяна Парфенова написала: «Образ совершенной балерины проникает до глубины души. Касается ее дна. Возвращается совершенным счастьем». Платье-объект, замечательно вписанное художником в лунный пейзаж, так и называется – «До дна». На платье изображен лебедь, устремившийся вниз, в глубину. Природа совершенна, а душа – бездонна. И, может быть, бессмертна. А жизнь быстротечна, как танец...

«Мы познакомились в 1993 или 1994 году. Майя Михайловна пришла в Модный дом с Анатолием Собчаком и Родионом Щедриным и сразу заказала платье. Мы создали для нее юбку, белую блузку, Анатолий Александрович подарил ей наш шарф. Я на какую-то «мыльницу» сделала несколько фотографий у нас на втором этаже. Майя Михайловна написала много хороших слов мне лично и Модному дому», – рассказала Татьяна Парфенова.

В этом же зале можно увидеть один из любимых нарядов Майи Плисецкой – концертное платье с бархатным верхом и изумрудным поясом работы Пьера Кардена. Он же придумал костюмы к балету «Чайка» Родиона Щедрина, выставленные в следующем зале. Плисецкая танцевала Нину Заречную в милом клетчатом платьице с кружевными манжетами и в белой полупрозрачной накидке, делавшей ее похожей на бескрылую чайку, которая так хотела взлететь. Еще одну ее чеховскую героиню – Анну Сергеевну из балета «Дама с собачкой» тоже одевал Пьер Карден. Одно белое платье расшито золотой тесьмой, второе – серебряными нитями, с кокетливым бантиком. Сколько в этом изящества и подлинной красоты... Стас Лопаткин представил платье с цветочными узорами, хорошо знакомыми клиентам его студии. Трогательная деталь – букет фиалок на пуантах. Татьяна Котегова предпочла черный цвет, четко выверенный крой, драматизм без излишних сантиментов – балет «Кармен-сюита». Цветной акцент в ее витрине – красные пуанты. В классическом балете такой акцент вряд ли допустим, но в моде нынче популярна цветная обувь...

Платье Елены Бадмаевой, сплетенное из черных и золотых лент, выглядит роскошным. Оно действительно напоминает причудливое растение, которое «прорастает из земли и воды».

С портрета Бориса Мессерера, висящего на стене, смотрит Майя Плисецкая, юная и нежная. Художник не пытался добиться портретного сходства, но передал то внутреннее сияние, которое свойственно истинной красоте.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (5559) от 06.10.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?