Фиалки на пуантах

В Шереметевском дворце Музей театрального и музыкального искусства открыл выставку «Божественная Майя», посвященную Майе Плисецкой. Большую часть экспозиции составляют костюмы Пьера Кардена к балетам Родиона Щедрина и платья, выполненные петербургскими дизайнерами. Эта выставка о взаимовлиянии театра и моды, без которого трудно представить насквозь театрализованный ХХI век, сделавший моду одним из самых зрелищных искусств.

Фиалки на пуантах | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Выставка задумывалась при жизни Майи Плисецкой как подарок к ее юбилею. Памятная экспозиция была бы другой – с перечнем заслуг и судьбоносных встреч, с рассказом о хореографах и знаменитых постановках, с архивными фотографиями, письмами и документами. Но ничего этого на выставке нет. В залах Шереметевского дворца Майя Плисецкая выступила в роли богини, которая долгие годы освещала храм искусства. Ее образ продолжает вдохновлять художников и модельеров. В нескольких залах выставлены только платья, эскизы и фотографии.

В тексте Ольги Хорошиловой, написанном для буклета, нет биографии, только рассказ о том, как эта элегантная женщина преобразила советскую моду и восхищала мировых кутюрье. В небольшом сопроводительном комментарии кураторов так и сказано: «Она открыла перед советскими людьми путь к пониманию красоты, изящества и стиля в одежде».

Наряды Анны Карениной из одноименного балета соседствуют с черно-белым платьем Яниса Чамалиди. Он вдохновился обликом «леди-денди». Однако этот облик не рифмуется с удивительной женственностью Плисецкой – Анны, которую стремился передать мсье Карден. Роскошное черное платье, расшитое кружевами; рядом розовое, отороченное мехом, и белое с вышивкой, украшенное розой.

Алена Ахмадуллина создала платье с юбкой из органзы, декорированное 250 перьями, оно расписано вручную в традиционной технике XVIII века. Дизайнер представила Майю Плисецкую в роли черного лебедя. А молодые модельеры прониклись ее Айседорой и сшили несколько платьев-туник, размещенных в отдельном зале. Каждый показал свое видение совершенства: черная роскошь, прозрачная легкость, хрупкий шелк или строгий графичный силуэт. Мода всегда находится в поисках идеала. Эта выставка – попытка местных дизайнеров показать свое видение идеальной женщины – не земной, но божественной.

Татьяна Парфенова написала: «Образ совершенной балерины проникает до глубины души. Касается ее дна. Возвращается совершенным счастьем». Платье-объект, замечательно вписанное художником в лунный пейзаж, так и называется – «До дна». На платье изображен лебедь, устремившийся вниз, в глубину. Природа совершенна, а душа – бездонна. И, может быть, бессмертна. А жизнь быстротечна, как танец...

«Мы познакомились в 1993 или 1994 году. Майя Михайловна пришла в Модный дом с Анатолием Собчаком и Родионом Щедриным и сразу заказала платье. Мы создали для нее юбку, белую блузку, Анатолий Александрович подарил ей наш шарф. Я на какую-то «мыльницу» сделала несколько фотографий у нас на втором этаже. Майя Михайловна написала много хороших слов мне лично и Модному дому», – рассказала Татьяна Парфенова.

В этом же зале можно увидеть один из любимых нарядов Майи Плисецкой – концертное платье с бархатным верхом и изумрудным поясом работы Пьера Кардена. Он же придумал костюмы к балету «Чайка» Родиона Щедрина, выставленные в следующем зале. Плисецкая танцевала Нину Заречную в милом клетчатом платьице с кружевными манжетами и в белой полупрозрачной накидке, делавшей ее похожей на бескрылую чайку, которая так хотела взлететь. Еще одну ее чеховскую героиню – Анну Сергеевну из балета «Дама с собачкой» тоже одевал Пьер Карден. Одно белое платье расшито золотой тесьмой, второе – серебряными нитями, с кокетливым бантиком. Сколько в этом изящества и подлинной красоты... Стас Лопаткин представил платье с цветочными узорами, хорошо знакомыми клиентам его студии. Трогательная деталь – букет фиалок на пуантах. Татьяна Котегова предпочла черный цвет, четко выверенный крой, драматизм без излишних сантиментов – балет «Кармен-сюита». Цветной акцент в ее витрине – красные пуанты. В классическом балете такой акцент вряд ли допустим, но в моде нынче популярна цветная обувь...

Платье Елены Бадмаевой, сплетенное из черных и золотых лент, выглядит роскошным. Оно действительно напоминает причудливое растение, которое «прорастает из земли и воды».

С портрета Бориса Мессерера, висящего на стене, смотрит Майя Плисецкая, юная и нежная. Художник не пытался добиться портретного сходства, но передал то внутреннее сияние, которое свойственно истинной красоте.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (5559) от 06.10.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.