Фестиваль как цунами

На завершившемся XXV международном фестивале «Звезды белых ночей» выступил всемирно известный немецкий виолончелист Ян ФОГЛЕР, исполнив Концерт для виолончели с оркестром Шумана в сопровождении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Музыкант рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, чем музыка, исполненная на фестивале, отличается от той, что звучит на протяжении сезона.

 Фестиваль как цунами | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

- Виолончельный концерт Шумана вы исполняли более сотни раз. Что дает вам очередное обращение к этой музыке?

- Да, я играл его много раз, и нередко эти исполнения были связаны с важными моментами моей биографии. Например, я дебютировал с ним в Берлине, когда мне было чуть больше 20, заменил Генриха Шиффа, моего учителя по виолончели... Не так давно с Дрезденским фестивальным оркестром исполнял Шумана на жильных струнах в стиле исторически информированного исполнительства, испытав другое звучание. Эти примеры - лишь малая часть из 150 моих исполнений этого сочинения. Каждый раз я стараюсь убрать из головы все, что было до этого, и отдаться на волю моменту настоящего: вот я и вот мой Шуман.

- Что нового в интерпретации родной для вас музыки смог дать вам маэстро Гергиев?

- Валерий хорошо знает меня, я знаю его на протяжении многих лет. Если мы открываемся друг другу, если я иду навстречу его музыкальности, тогда высшая цель достигнута. Гергиев - выдающийся партнер, изумляющий разносторонностью интересов. Я восхищаюсь им каждый раз, когда доводится вместе делать музыку.

- Виолончелисту намного сложнее делать сольную карьеру, чем скрипачу?

- Сегодня у виолончелистов много возможностей для развития, с этим инструментом серьезно считаются, как с солирующим. Существуют и конкурсы. Кому сложнее искать свой путь, так это пианистам. В Китае каждый второй играет на фортепиано. Поэтому перед нами - армия исполнителей на фортепиано. Отвечая на ваш вопрос, замечу, что все - вопрос фортуны, везения. Ведь можно усердно работать, но не добиться цели.

- Какие впечатления остались у вас от работы в виолончельном жюри на XV конкурсе Чайковского?

- Для меня было неожиданностью само приглашение принять участие в жюри. Я планировал концерты в Германии, но позвонил Валерий, предложив приехать в Петербург. Концерты пришлось отменить, поскольку я решил, что этот конкурс нечто более важное с точки зрения моей личной ответственности за молодое поколение. Да и кто ж откажется от величайшей оказии поближе ознакомиться с таким прекрасным городом, как Санкт-Петербург, - одним из моих любимейших городов на свете. У этого города очень сильная аура.

Уровень участников конкурса тогда был неплохим. Вопрос состоял даже не в оценке технических способностей, все так или иначе умеют играть ноты. Меня заботили не ошибки, я и сам в молодости совершал их немало. Для меня вопрос состоял в том, чтобы найти тех артистов, которые готовы рискнуть безупречно сыгранной нотой ради музыки. И таких я услышал.

- Помимо сольной карьеры вы известны еще и менеджерским талантом руководителя двух фестивалей - в Дрездене и Морицбурге. Что такое, по-вашему, хороший фестиваль?

- В Морицбурге проходит фестиваль камерной музыки. На протяжении трех недель музыканты никуда не торопятся - только репетируют и дают концерты в свое удовольствие с утра до ночи. Все сконцентрировано на создании музыки в идеальных, в том числе природных, условиях. И результат получается особенный - именно это отличает фестивальную продукцию от того, что происходит в сезоне. А на Дрезденском фестивале наряду с академической музыкой звучит джаз, исполняется балет. Возникает огромный пышный жанровый букет, объединенный интригующим мотто, лейтмотивом. Туда приезжают лучшие оркестры мира. Артисты создают атмосферу фестиваля. Ощущается энергия как большая волна - это явление можно сравнить с течением старой реки, спокойствие которой вдруг нарушает волна цунами.

- Не опасно ли такое цунами?

- Немного опасно для собственной энергии, потому что ориентиры теряются после такого нашествия. В любом фестивале содержится идеалистический момент, он заключается в представлениях о том, как должна «выглядеть» настоящая музыка.

#немецкий #Ян ФОГЛЕР #виолончелист

Материалы рубрики

08 Ноября, 07:35
Феномен Нойдорфа

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...