Фестиваль как цунами

На завершившемся XXV международном фестивале «Звезды белых ночей» выступил всемирно известный немецкий виолончелист Ян ФОГЛЕР, исполнив Концерт для виолончели с оркестром Шумана в сопровождении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Музыкант рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, чем музыка, исполненная на фестивале, отличается от той, что звучит на протяжении сезона.

 Фестиваль как цунами | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

- Виолончельный концерт Шумана вы исполняли более сотни раз. Что дает вам очередное обращение к этой музыке?

- Да, я играл его много раз, и нередко эти исполнения были связаны с важными моментами моей биографии. Например, я дебютировал с ним в Берлине, когда мне было чуть больше 20, заменил Генриха Шиффа, моего учителя по виолончели... Не так давно с Дрезденским фестивальным оркестром исполнял Шумана на жильных струнах в стиле исторически информированного исполнительства, испытав другое звучание. Эти примеры - лишь малая часть из 150 моих исполнений этого сочинения. Каждый раз я стараюсь убрать из головы все, что было до этого, и отдаться на волю моменту настоящего: вот я и вот мой Шуман.

- Что нового в интерпретации родной для вас музыки смог дать вам маэстро Гергиев?

- Валерий хорошо знает меня, я знаю его на протяжении многих лет. Если мы открываемся друг другу, если я иду навстречу его музыкальности, тогда высшая цель достигнута. Гергиев - выдающийся партнер, изумляющий разносторонностью интересов. Я восхищаюсь им каждый раз, когда доводится вместе делать музыку.

- Виолончелисту намного сложнее делать сольную карьеру, чем скрипачу?

- Сегодня у виолончелистов много возможностей для развития, с этим инструментом серьезно считаются, как с солирующим. Существуют и конкурсы. Кому сложнее искать свой путь, так это пианистам. В Китае каждый второй играет на фортепиано. Поэтому перед нами - армия исполнителей на фортепиано. Отвечая на ваш вопрос, замечу, что все - вопрос фортуны, везения. Ведь можно усердно работать, но не добиться цели.

- Какие впечатления остались у вас от работы в виолончельном жюри на XV конкурсе Чайковского?

- Для меня было неожиданностью само приглашение принять участие в жюри. Я планировал концерты в Германии, но позвонил Валерий, предложив приехать в Петербург. Концерты пришлось отменить, поскольку я решил, что этот конкурс нечто более важное с точки зрения моей личной ответственности за молодое поколение. Да и кто ж откажется от величайшей оказии поближе ознакомиться с таким прекрасным городом, как Санкт-Петербург, - одним из моих любимейших городов на свете. У этого города очень сильная аура.

Уровень участников конкурса тогда был неплохим. Вопрос состоял даже не в оценке технических способностей, все так или иначе умеют играть ноты. Меня заботили не ошибки, я и сам в молодости совершал их немало. Для меня вопрос состоял в том, чтобы найти тех артистов, которые готовы рискнуть безупречно сыгранной нотой ради музыки. И таких я услышал.

- Помимо сольной карьеры вы известны еще и менеджерским талантом руководителя двух фестивалей - в Дрездене и Морицбурге. Что такое, по-вашему, хороший фестиваль?

- В Морицбурге проходит фестиваль камерной музыки. На протяжении трех недель музыканты никуда не торопятся - только репетируют и дают концерты в свое удовольствие с утра до ночи. Все сконцентрировано на создании музыки в идеальных, в том числе природных, условиях. И результат получается особенный - именно это отличает фестивальную продукцию от того, что происходит в сезоне. А на Дрезденском фестивале наряду с академической музыкой звучит джаз, исполняется балет. Возникает огромный пышный жанровый букет, объединенный интригующим мотто, лейтмотивом. Туда приезжают лучшие оркестры мира. Артисты создают атмосферу фестиваля. Ощущается энергия как большая волна - это явление можно сравнить с течением старой реки, спокойствие которой вдруг нарушает волна цунами.

- Не опасно ли такое цунами?

- Немного опасно для собственной энергии, потому что ориентиры теряются после такого нашествия. В любом фестивале содержится идеалистический момент, он заключается в представлениях о том, как должна «выглядеть» настоящая музыка.

#немецкий #Ян ФОГЛЕР #виолончелист

Материалы рубрики

08 Ноября, 07:35
Феномен Нойдорфа

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.