Феномен Дебарга

25-летний французский пианист Люка Дебарг, ставший год назад подлинным открытием знаменитого конкурса Чайковского, выступил на фестивале «Звезды белых ночей» с сольным концертом в Концертном зале Мариинского театра.

Феномен Дебарга | Время концерта Дебарга пролетало незаметно, и в то же время казалось, что эти два часа превращены в целую Вечность. ФОТО Эдварда ТИХОНОВА предоставлено пресс-службой Пермского театра оперы и балета   

Время концерта Дебарга пролетало незаметно, и в то же время казалось, что эти два часа превращены в целую Вечность. ФОТО Эдварда ТИХОНОВА предоставлено пресс-службой Пермского театра оперы и балета  

Страсти по Люке не остывали с тех пор, как он прогремел на весь мир благодаря интернет-трансляциям конкурса Чайковского. Кроме IV премии он тогда получил еще и Приз ассоциации музыкальных критиков Москвы. Как и обещал маэстро Гергиев, заявлявший, что победителей этого конкурса ждет беспрецедентная раскрутка, на долю Дебарга выпало огромное количество концертов в статусе свежеиспеченного лауреата. У него первого из всех лауреатов вышел сольный альбом с красноречивой фотографией на обложке: пианист в неизменных очках словно бы схватился за голову, говоря своим видом: «Вот счастья-то привалило!».

Спустя год пианист-сенсация, и до того выглядевший словно бы слегка ошарашенным случившимся, не скрывает своего счастья, а точнее – нелегкого груза ответственности. Его взгляд, будто несколько потерянный, уходящий куда-то глубоко внутрь, выдает не только артиста, утомленного переездами и перелетами из города в город от концерта к концерту, но человека, которому словно бы не дают выспаться или у которого сон смешался с явью. Таким он был замечен накануне в Перми, куда приезжал с сольным концертом на Дягилевский фестиваль, где любят не просто новые имена, а музыкантов и артистов, наделенных нетривиальным видением и мышлением.

Таким же потерянным его видели и в лифте на Новой сцене Мариинки, куда он прилетел сразу после выступления в Перми. Петербургская программа отличалась от пермской примерно на две трети. Объединяли эти концерты лишь сонаты Доменико Скарлатти, прозвучавшие в обоих городах. Кроме них в Пермском органном зале Дебарг исполнил сонату Николая Метнера, с которой знакомил петербургскую публику год назад на своем первом большом сольном концерте, а также цикл «Ночной Гаспар» Равеля, который здесь также им исполнялся. А вот соната ля минор Моцарта была представлена в Концертном зале Мариинского театра впервые, равно как и грандиозная, поэмного типа соната си минор Ференца Листа.

Дебарг выступал в этом зале в третий раз. Поразительно было наблюдать за преображением музыканта, который еще пару минут назад казался будто бы не совсем уверенным, но, сев за рояль, помчался в бескрайние просторы музыкальной фантазии. И все же он казался канатоходцем над пропастью – это ощущение не покидало с первой до последней ноты.

Феномен Дебарга и заключается в лихой балансировке между правилами, канонами – и отказом от них. В нем отчетливо видится молодой человек нового времени, который бесстрашно ищет свой путь к музыке, ее безграничным смыслам и краскам. Он играет музыку очень ярко, как читают литературные тексты выдающиеся театральные актеры, с легкостью допускающие «соринки», сохраняющие связь технически сделанной актерской речи с речью живой, очень человеческой.

Да, в игре Дебарга можно поймать много недозвученных ноток, проболтанных звуков, чуть пошатывающихся аккордов, но его пламенная манера захватывает настолько, что оторваться невозможно. Четыре одночастные сонаты Скарлатти, которые не так часто встретишь в наших программах, Люка играл без «исторической достоверности», хотя в его туше все же чувствовалось желание пианиста видеть перед собой мягкую клавиатуру клавесина. В остальном он не упускал возможности извлечь из бодрых ритмов и ярких гармонических переливов максимум разных красок, сделать сонаты не частью прошлого, но достоянием современности. Дебарг, обожающий джаз, то и дело норовил посвинговать, потрюкачить, хотя и в рамках стиля, по-французски элегантно. Дух импровизационности очень украшал старые сонаты, как если бы черно-белое кино сделали цветным.

Немало неожиданностей для слушателя было и в ля-минорной сонате Моцарта, финал которой он сыграл с пронзительной нежностью, детской беззащитностью. В монументальной сонате си минор Листа композитор романтически бесстрашно спускается в ад, словно касаясь языков пламени, и взмывает в безоблачный рай, доводя себя и слушателя до состояний нервных, экстатических. Дебарг показал, как близки ему эти полярные состояния и температурные перепады – единственно возможные для его творческих озарений.

Первым бисом стала миниатюра его соотечественника Эрика Сати – «Гносьен # 1», охладившая бушующие листовские страсти. Но публику это не успокоило, она продолжила требовать от музыканта еще и еще, и Дебарг ответил пьесой Шумана, Большим блестящим вальсом Шопена и убаюкивающей баркаролой Форе, намекнувшей, что всем давно пора спать.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (5737) от 06.07.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.