Феерия Фаберже. К 100-летию со дня смерти знаменитого русского ювелира

24 сентября 1920 года в Лозанне, в Швейцарии, ушел из жизни Карл Фаберже, художник, выдающийся организатор ювелирного дела, прославивший это русское искусство в мире. Многие в первую очередь вспоминают императорские пасхальные яйца, забывая о том, что мастера фирмы Фаберже за 75 лет ее существования создали около 300 тысяч разнообразных произведений искусства, будь то роскошные колье за полторы сотни золотых рублей или медные пепельницы и котелки ценою полтора рубля, которые изготовлялись в годы Первой мировой войны...

Феерия Фаберже. К 100-летию со дня смерти знаменитого русского ювелира | ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА

ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА

При всей феерии золота, бриллиантов, юбилеев, царских коронаций, пасхальных торжеств и рождественских балов жизнь Карла Густавовича Фаберже была полна напряженного труда, разных превратностей, драматических коллизий и тайн... Но у него был девиз: «Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать».

В советские годы о «придворном ювелире Романовых» не вспоминали, хотя по антикварным магазинам Ленинграда еще до 1970-х годов ценители находили портсигары, рамки для фотографий и прочие изящные предметы с клеймом фирмы. Зарубежные книги о Фаберже в библиотеках СССР до 1988 года хранились в комнатах «для служебного пользования». Возвращение этого имени на берега Невы летом 1989 года было триумфальным: в Елагиноостровский дворец на выставку «Великий Фаберже» выстраивались огромные очереди. Притом что многим было непонятно, чем же он «велик». Знакомство с произведениями знаменитой фирмы, выставки 1990-х гг. в Москве и Петербурге убедили даже сомневающихся: гений! Современные ювелиры России благодарны Фаберже не только за фантастические образцы этого искусства, но прежде всего за созданную им систему ювелирной работы – философию творчества.

После организации в середине 1980-х русских отделов двух мировых аукционных гигантов – «Кристи» и «Сотби» – произведения Фаберже стали регулярно появляться в каталогах, и уже в 1990-е новые русские клиенты уверенно заняли ряды их покупателей. Всем хотелось «немного Фаберже». Пришло время собирать камни. В 2004 году прославленная коллекция американского миллионера Форбса, включающая девять императорских пасхальных яиц Фаберже, была перекуплена российским предпринимателем Виктором Вексельбергом, и с 2013 года ее можно видеть в коллекции Музея Фаберже в Петербурге на Фонтанке. В 2007 году был поставлен мировой рекорд цены пасхального яйца работы Фаберже. Русский покупатель отдал за яйцо «Мальборо» 18,5 млн долларов. В 2014 году это яйцо президент России подарил Эрмитажу.

Напомню тем, кто не знает. Петер-Карл Фаберже родился в Петербурге 30 мая 1846 года в семье золотых дел мастера Густава Фаберже, который в августе 1842-го открыл в российской столице маленькую скромную мастерскую на Большой Морской улице... По происхождению Фаберже – французские протестанты (гугеноты) из Пикардии; их предки были вынуждены бежать из этой страны еще в XVII веке – сначала в Германию, затем в прибалтийскую провинцию России и лишь затем обосновались в Петербурге.

Получив образование в петербургской гимназии Аннешуле и Торговой школе в Дрездене, юный Карл немало путешествовал по Европе. Знакомство с сокровищами мирового искусства оказало влияние на художественное видение будущего ювелира. Блестящему овладению техниками старых мастеров способствовала и работа по реставрации ювелирных произведений из коллекции Императорского Эрмитажа.

В 1872 году 26-летний Карл Фаберже стал преемником отца, когда тот решил отойти от дел. Благодаря его умелому руководству и напряженной работе скромное отцовское предприятие превратилось в компанию с мировым именем. Кстати, все четверо сыновей Карла – Евгений, Агафон, Александр и Николай – тоже пошли по его стопам и помогали ему в ведении дел фирмы, возглавляя ее филиалы.

И сегодня петербуржцы и гости города могут видеть на Большой Морской улице под номером 24 великолепный дом Фаберже – в англо-готическом стиле, облицованный розовым финским гранитом, где с начала XX века размещался большой ювелирный магазин, основные мастерские фирмы, уникальная библиотека и жилые апартаменты семьи. Хозяин дома устроил в нем мастерские, чтобы лучше наблюдать за изготовлением вещей. Карл Фаберже сам был известным художником и дизайнером, и большинство изделий было выполнено по его проектам или его замыслам, которые он передавал своим мастерам для исполнения. В состав фирмы также входили специализированная фабрика и камнерезные мастерские, производившие всевозможные фантазийные изделия из самоцветов, преимущественно сибирских. Фирма славилась не только своими ювелирными украшениями – изделиями из золота, серебра и драгоценных камней, но и разнообразными художественно исполненными безделушками.

Еще в 1885 году Карлу Фаберже пришла счастливая мысль изготовить оригинальный пасхальный подарок в виде эмалевого яйца с сюрпризом – золотой курочкой, и он предложил эту идею Александру III. Это очаровательное изделие получило благосклонную оценку царя, который сделал заказ и выразил желание получать нечто подобное ежегодно накануне Пасхи. С тех пор каждый год Фаберже проектировал новое пасхальное яйцо с каким-нибудь сюрпризом. После смерти Александра III Карл Фаберже был обязан делать по два пасхальных яйца для нового царя Николая II. Тот преподносил их жене – императрице Александре Федоровне, а также свой матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне. Всего Фаберже изготовил 50 яиц.

Карл Фаберже принимал участие в различных выставках. Так, имел большой успех на выставке изящных искусств и ювелирного искусства в Нюрнберге в 1885 году (награжден золотой медалью), где показал копии древнегреческих золотых украшений, которые хранятся в Эрмитаже. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году он получил право употребления Государственного герба России. В 1897 году на Большой Северной выставке в Стокгольме Фаберже получил от короля Швеции и Норвегии титул придворного ювелира.

Самый большой успех Карл Фаберже имел на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где был награжден орденом Почетного легиона.

Царь Александр III присвоил К. Фаберже звание поставщика высочайшего двора, а следующий царь Николай II присвоил звание придворного ювелира.

Кроме основного дела в Петербурге Фаберже имел московский филиал с большой фабрикой, следом появился одесский филиал со своими мастерскими, а затем киевский. Большой магазин петербургской фирмы открылся в Лондоне. Английский король Георг V тоже сделал Карла Фаберже своим придворным ювелиром. По приглашению принца Чакробонга Сиамского, получившего образование в Петербурге, Фаберже предпринял путешествие в Сиам. Король этой страны также присвоил Фаберже звание придворного ювелира и эмальера – он был большим поклонником его искусства. Множество произведений знаменитой русской фирмы и сегодня украшает дворец короля Сиама, дворцы сиамской знати и индийских магараджей в Непале...

Фирма прекратила свою деятельность после Октябрьского переворота. В сентябре 1918 года Карл Фаберже навсегда покинул Петроград и Россию, которую считал своей родиной. Как явствует из записок его сына Евгения Фаберже (1937 г.), он эмигрировал в Ригу, но уже зимой 1919 года был вынужден бежать в Германию. Франкфурт-на-Майне, Хомбург, наконец Висбаден... Там он заболел. В июне 1920-го его жена и старший сын Евгений перевезли Карла Фаберже в Лозанну. Швейцарский воздух оказал на больного благотворное влияние, и он почувствовал себя лучше. Однако он страдал от бездействия. Его дело осталось в России. Жизнь без работы была для него невыносимой. Врачи обнаружили у него рак печени. Карл Фаберже скончался рано утром в такой же сентябрьский день 1920 года. По последнему желанию его проводили в крематории Лозанны под звуки мессы Бетховена – музыку, которую он любил. Спустя десять лет, в мае 1930 года, Евгений Фаберже перевез прах отца из Лозанны в Канны и захоронил в могилу Августы Богдановны Фаберже, жены Карла и своей матери. Там и сегодня стоит надгробие из черного шведского порфира с золотыми буквами, как того хотел отец.

В Петербурге в 1996 году перед зданием фирмы «Русские самоцветы» установлен памятник ювелиру, через два года эта безымянная площадь получила имя Фаберже. В те же годы был учрежден Мемориальный фонд Карла Фаберже. В Москве его именем назван Колледж декоративно-прикладного искусства. В Одессе в 2006 году на Дерибасовской улице открыта мемориальная доска. В Петербурге в 2011 году именем Карла Фаберже назван Художественно-профессиональный лицей. В тот же год в Киеве на Крещатике появилась мемориальная доска. С октября 2014 года в Эрмитаже, в здании Главного штаба, работают Залы памяти Фаберже.

#Фаберже #история #ювелиры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (6770) от 24.09.2020 под заголовком «Феерия Фаберже».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?