Федор Федотов: «На сцену нужно выходить с любовью и с огнем в глазах»
Ставший известным российской публике после успешного проката приключенческой мелодрамы «Серебряные коньки», Федор Федотов театральному зрителю северной столицы знаком довольно давно. В его профессиональной биографии несколько заметных ролей в ТЮЗе им. А. А. Брянцева, Молодежная премия Санкт-Петербурга, номинации на премии «Прорыв» и «Золотой софит», сотрудничество с независимыми театральными коллективами. Вот и наша беседа состоялась после показа спектакля Городского театра «Тиль Уленшпигель» по роману Шарля Де Костера.
Федор Федотов / Фото предоставлено пресс-службой ТЮЗа им. А.А. Брянцева
– Федор, вы родились в интеллигентной петербургской семье: отец – врач, мама – декан театроведческого факультета РГИСИ. Как вас встретил мир кино?
– Да, этот мир очень... конкретный. В нем интеллигентность не всегда интересна, важно быть точным, решительным, с первой минуты давать стопроцентный результат. Особенно когда приходишь на пробы! Я не сразу это понял, но сейчас работаю над собой. Пока ты вежливо произносишь «здравствуйте», «пожалуйста», «могу ли я», тебя обгонит парень, который скажет режиссеру: «Ну, поехали!».
– Воспитанные артисты не нужны?
– Нужны, просто мир кино живет в очень высоком темпе. Важно быть готовым к другому ритму существования. Тебя не будут долго смотреть, ты должен сразу «включиться», пробовать, работать без раскачки. Здесь нужны быстро реагирующие, умные артисты.
– Вы готовы ради карьеры в кино оставить Петербург и жить в этом сумасшедшем темпе?
– Пока не представляю себя в другом городе, но посмотрим, как сложится жизнь. Конечно, мне бы хотелось Петербург не покидать. Просто ездить на съемки, а потом возвращаться к размеренному ритму жизни северной столицы. Сейчас я как раз приехал из Москвы – там идет подготовка к созданию интересного сериала для «Первого канала». История взросления молодых людей во время войны.
– Раз речь зашла о военной теме... В вашей актерской биографии есть необычная работа – короткометражка «Любушка».
– Проект («Про людей и про войну» – прим. ред.) задумали специально для YouTube. Это серия короткометражных фильмов, снятых на основе реальных историй людей, переживших войну. Мне посчастливилось в нем участвовать. Изначально я пришел пробоваться в другой эпизод, но мне достался роль именно в «Любушке». Удивительная история молодого лейтенанта, которому в одночасье приходится стать командиром полка и повести его в бой. К слову, во время съемок мне очень помогло то, что я служил в армии. На площадке вспоминал свою армейскую жизнь, между дублями учил ребят маршировать!
Федотов в спектакле «Ромео и Джульетта» / Фото предоставлено пресс-службой ТЮЗа им. А.А. Брянцева
– Вы любите Визбора, Высоцкого, Окуджаву. А вам комфортно жить в нашем времени?
– Мне комфортно в своем времени. Но, наверное, мне было чуть комфортнее лет пятнадцать назад, в начале 2000-х. Тогда мы еще не представляли, что у каждого человека будут мобильные телефоны. Мы любили более простые вещи. Ритм существования и скорость получения информации были совсем другими. Сейчас ты порой не успеваешь что-то важное прочувствовать, чему-то искренне удивиться, порадоваться красивому дню, солнцу, своим друзьям. Нужно постоянно реагировать на внешние обстоятельства, ведь все вокруг меняется каждую секунду. К сожалению, вернуться в свое детство невозможно! Поэтому я стараюсь думать о сегодняшнем дне, быть адекватным нашему времени.
– После окончания РГИСИ вы с однокурсниками создали Социально-художественный театр...
– С одной стороны, это довольно рядовая вещь: курс не хочет расставаться, потому что провел вместе четыре года жизни, сдружился, сыгрался. Тем более попасть в труппу государственного театра молодому актеру сейчас все труднее. Кроме того, у нас, выпускников курса Ларисы Вячеславовны Грачевой, было тринадцать выпускных спектаклей. Это же неслыханное число, полноценный репертуар! Но было в нашем желании создать свой собственный театр и что-то более глубокое. Мы с однокурсниками понимали: только творчество, только художественная составляющая – это для нас мало. Мы хотели вести социальную работу, помогать людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Так и родилось это название – Социально-художественный театр.
– Актерство для вас – профессия, призвание, служение?
– Не могу выбрать что-то одно. Социально-художественный театр – юный, бедный, искренний – самоотверженно работает с детьми из детских домов, с бывшими наркозависимыми. Это наша миссия, как-то иначе воспринимать это невозможно. С другой стороны, я служу в ТЮЗе. Работа с детьми – миссия с первой до последней секунды. Сама судьба предлагает мне такие места, где ты не можешь просто работать за зарплату и дожидаться очередного отпуска. Конечно, в рабочей рутине мало романтики, порой забываешь, что делаешь важное дело и просто работаешь. Но даже если так, все равно нужно делать это честно. Иначе существовать в нашей профессии невозможно.
– За роль в спектакле «Алые паруса» ТЮЗа им. Брянцева вы были номинированы на премии «Прорыв» и «Золотой софит». Что для вас «хороший детский спектакль»?
– Мне бы очень хотелось назвать «Алые паруса» хорошим детским спектаклем, но все же эта постановка для подростков. Давно не видел хорошего детского спектакля. Есть воспоминания: прекрасные «Остров сокровищ» в ТЮЗе и «Братец Кролик на Диком Западе» в Театре им. Ленсовета. Классические, нашумевшие петербургские постановки для детей. Создать такой спектакль очень сложно. Это всегда искреннее совместное «сочинительство» режиссера и актеров, бережное отношение к автору. Мы в ТЮЗе давно ждем такой спектакль. У нас хороший театр, он движется в нужном направлении, но к такой постановке нужно прийти, нужно вложить очень много сил, времени, труда. В репертуарном театре, который выпускает спектакли в определенном ритме, это непросто. Но однажды мы сделаем такой спектакль.
– А сейчас куда бы вы посоветовали сходить с детьми?
– У нас в Социально-художественном театре можно посмотреть спектакль «Медовая долина». В последнее время мне нравятся постановки БТК и театра Karlson Haus, они ответственно относятся к своему делу. Я не буду перечислять конкретные названия, но туда можно пойти в полной уверенности, что спектакль понравится ребенку и обогатит его воображение.
– А как вы начали работать с Городским театром?
– Меня позвал мой друг Федор Климов – актер и режиссер театра «Мастерская». Художественный руководитель Городского театра Наталья Сергеевна Лапина пригласила его поставить «Тиля Уленшпигеля», а он в свою очередь предложил мою кандидатуру на главную роль. Это подарок судьбы: я попал в прекрасную компанию, к прекрасному режиссеру. Из-за пандемии премьера несколько раз откладывалась, и мы целый год сочиняли спектакль по интереснейшему материалу.
– Тиль – герой нашего времени?
– Безусловно. Роман написан в XIX веке про XVI век, а история звеняще актуальна. О силе личности, о борьбе до конца за дело, которому ты должен служить. О пути, во время которого человек обретает свободу и любовь, познает предательство. И в итоге из шута превращается в героя. Вечные темы, которые очень точно раскрываются в этом материале. И в нашем спектакле.
Сцена из спектакля «Тиль Уленшпигель» / Фото предоставлено пресс-службой Городского театра
– Чего вы никогда не позволите себе на сцене?
– Есть какие-то общие вещи, связанные с человеческим и актерским воспитанием. С тем, что вложили в нас педагоги. Недавно, играя Тиля, я вдруг почувствовал такую любовь и такое единение с моими партнерами по этому спектаклю. Мы выходим на сцену не за деньги, мы с первой и до последней минуты стоим перед зрителями с пылающими сердцами. Надеюсь, я никогда не растеряю этот огонь. Если это произойдет, я должен честно сказать сам себе: пора искать другое дело жизни. На сцену нужно выходить с любовью и с огнем в глазах.
Комментарии