Евгений Лебедев

До чего же странное у него было лицо! Если честно, таких странных актерских лиц я мало могу припомнить - ну разве что у Ролана Быкова, да еще у Георгия Милляра, да у Сергея Мартинсона... Это было лицо человека, которому на роду написано быть актером эпизода, а в лучшем случае стать популярным комиком... Да и то не факт, что сильно популярным. С этаким-то лицом, да чтоб войти в историю мировой (да-да, я не ошиблась, не советской, а мировой!) культуры - это надо быть не просто талантливым артистом. И даже не очень-очень талантливым. Надо быть гением, потрясателем основ. Кем, собственно, Евгений Алексеевич Лебедев и был.

Евгений Лебедев | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

И коль скоро гений - то и присматривали за гением небеса, на волю волн не отпускали. Не позволили в страшные времена погибнуть поповскому сыну, сыну уничтоженных в 1937 году врагов народа. Не позволили пропасть без следа: хранили и вели парня из российской средней полосы, из глубинки, туда, куда, казалось бы, никакими судьбами не должно было его занести, - в Тбилиси 1940-го, предвоенного, года. Но занесло. Занесло к тому, чьим братом - в жизни и чьим протагонистом - в театре Лебедев стал на долгие годы.

Судьба привела его к Товстоногову.

Я внимательно изучала сухие биографические данные обоих - и Георгия Александровича, и Евгения Алексеевича и с изумлением понимала, что по «правильной» логике они и встретиться-то были не должны. Но встретились. Потом расстались (Лебедев в 1949 году буквально удрал из Тбилиси в Москву, со скандалом практически!). И снова встретились - случайно, на актерской бирже (впрочем, кто же знает, какие формы принимает Перст Провидения?).

И вновь оказались вместе - уже в Ленинграде, уже родственниками (история романа и брака Евгения Лебедева и Нателлы, сестры Георгия Товстоногова, - это отдельный фантастический сюжет). Да ведь и тут все складывалось вовсе не «прямо», а странными зигзагами...

Ну кто сегодня помнит, что Лебедев на заре своей карьеры в БДТ сыграл у Товстоногова... мадемуазель Куку в «Безымянной звезде»?

Сегодня можно дорисовать в воображении что угодно, досказать желаемое: мол, Гога уже тогда видел безграничные актерские возможности Лебедева. А скорее всего, было так: не видел Товстоногов в 1956 году в своем репертуаре ролей для него. А работу дать - хотел. Вот и дал.

Потряс Евгений Лебедев весь Ленинград (да и всю театральную общественность страны) год спустя. Сыграв Рогожина в «Идиоте». Это ж не только надо было все дикие выверты сумрачной рогожинской души, неистовой его страсти передать. Это ж надо было феноменальному князю Мышкину Иннокентия Смоктуновского соответствовать, с ним идеальную пару «светотени» составить, да так, чтобы «свет» не задавил, не перекрыл «тень».

И вот тут-то у режиссера в тогдашнем БДТ и выбора другого не было: только Лебедев.

Перечитывая тогдашние статьи про «Идиота», видишь, что от того Мышкина у всех дыхание перехватывало, но ведь и от лебедевского безумца Рогожина - тоже...

Однако и после - «прорыва плотины» не случилось. Всю жизнь и дальше так продолжалось - вспышками. Но какими!

Монахов в горьковских «Варварах», когда с такой силой столкнулись в спектакле харизматики Лебедев, Луспекаев, Стржельчик и Доронина. Бессеменов в «Мещанах» - русский король Лир, от отцовской драмы которого дух захватывало и ком в горле застревал! Шекспировский Фальстаф в «Генрихе IV» - охальник, шут, пьяница и бездельник, на котором, кажется, и пробы-то ставить негде, но который с такой неистовой силой любил обормота-принца, что предательство воспитанника его поражало молнией в самое сердце.

Тему безответной отцовской любви и несчастливого отцовства Лебедев нес долгие годы, и всякий раз с такой пронзительной силой, с такой болью, какой, казалось бы, роль и не предполагала вовсе. Это в нем всю жизнь «говорил» вымечтанный, но так и не сыгранный король Лир... В каждой из этих ролей он - волшебным образом преодолевавший «нестандартность» собственного облика - представал громадным трагическим актером в ту пору, когда в советском театре вроде бы для трагика и высокой трагедии и места-то не было.

И одновременно фантастические лебедевские «гротески», роли такой яркой театральной игровой стихии, что казалось, будто это совсем другой человек, другой актер, другой театр. Брехтовский Артуро Уи - жуткая помесь смешного и страшного, все эти его интонации, эти жесты, это фиглярское кривлянье, от которого волосы на голове шевелились, да хоть бы и тот же Фальстаф...

А уж шукшинский Аристарх Петрович Кузькин сегодня и вовсе разобран на скетчи в YouTube! Я и сама помню, как мы с мужем сидели в зале на «Энергичных людях» и буквально икали от хохота, а дома тут же попытались повторить трюк с полотенцем (и немедленно разлили на пол несчетное количество стаканов воды!).

Я и правда не понимаю, как он это все делал и откуда все это брал в себе - этот неболтливый интеллигентный пожилой человек, которого, увидев на улице, за актера в жизни бы не приняла... Я вообще не знаю, откуда берется и куда потом прячется гениальность.

Когда Марк Розовский репетировал в БДТ на Малой сцене музыкальную драму «Холстомер», Лебедев ходил по театру и бубнил, как маньяк: «Это будут новые «Мещане»... И никто не понимал, что он имеет в виду, и всем казалось, что пожилой чудак что-то там себе придумывает. К тому времени как-то подзабылось уже, чем были в момент премьеры «Мещане» для БДТ. Не просто удачным и не просто хорошим спектаклем. Даже - не просто театральным шедевром. Это был прорыв в иное художественное измерение, это была художественная программа, планка для театра, заданная на долгие годы...

...А на премьере «Истории лошади» у всех просто «сорвало крышу». Я вспоминаю тот зал, битком, под завязку наполненный людьми со знакомыми лицами, и финал спектакля, когда Лебедев выбрасывал рывком красную ленту - струю крови, и над Холстомером начинала парить бабочка... Вот клянусь, что сперва была минута оглушительной тишины. Потом общий всхлип зала (полного людей искушенных, ко всему уже в театре привыкших), и только потом - неостановимый шквал аплодисментов.

К сожалению, кино с таким феноменальным талантом толком не смогло совладать.

Длинная, но довольно пустая фильмография, в которой - редкими рывками - Ромашка из венгеровских «Двух капитанов»; иезуит-полковник, допрашивающий Таню Теткину в картине «В огне брода нет» у Глеба Панфилова; пронзительный Мармеладов из «Преступления и наказания» Льва Кулиджанова; деревенский Мюнхгаузен Бронька Пупков в «Странных людях» у Шукшина да учитель Котофей в «Петроградских гаврошах» Сергея Снежкина - вот, пожалуй, и все заметное, что довелось ему сыграть за долгую 45-летнюю кинокарьеру.

Но каждая из этих ролей - бриллиант чистой воды. Я прямо так и слышу наяву тоскливый вопль Мармеладова; прямо так и вижу брюзгливое лицо полковника, в котором вдруг блеснул человеческий интерес к девке-дурочке, и подлую хорьковую рожу Ромашки...

15 января 100 лет со дня рождения Евгения Лебедева. И 20 лет, как его уже нет с нами.

И если я в чем-то горячо жалею поколение моих детей, так это в том, что они не видели в театре, не застали живыми этих титанов актерского искусства.

И если хоть в чем-то считаю везунчиками свое поколение, многое пережившее, - так именно в том, что мы - застали.

КСТАТИ

15 января, в день 100-летия со дня рождения Евгения Лебедева, в пятом съемочном павильоне «Ленфильма» пройдет посвященный актеру вечер «Испытание памятью». Этим юбилеем откроется XV фестиваль «Почетные граждане Санкт-Петербурга». Зрителей будет ждать выставка, интерактивные программы и, конечно, рассказ о самом юбиляре. Впервые за многие годы будет снова вручена премия Лебедева, лауреатами которой в прошлом стали: Татьяна Доронина, Зинаида Шарко, Валерий Ивченко, Андрей Могучий и другие.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 004 (5866) от 12.01.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...