Ева под дождем в «Манеже»

Как уже сообщали «Санкт-Петербургские ведомости», в Смольном прошло первое заседание оргкомитета по подготовке празднования 100-летия четырех пригородных музеев-заповедников. На нем Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ, представил концепцию главного события юбилея - выставки «Хранить вечно. 100 лет музейной жизни загородных резиденций» в ЦВЗ «Манеж».

Ева под дождем в «Манеже» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Могучий определил жанр своего проекта как «Спектакль в пространстве музея - история через призму памяти и личного опыта людей». Главными действующими лицами спектакля станут сотрудники музеев, которые голосами актеров и современными аудиозаписями рассказывают о славных и трагических событиях в истории заповедников, ведут научные споры об экспозициях и реставрации.

Пространство «Манежа» поделено на восемь разделов - семь исторических находятся на первом этаже здания, рассказ о музеях сегодня - на втором.

Первый раздел расположен в аванзале и посвящен истории строительства дворцов, биографиям их владельцев. В небольшой медиатеке посетители выставки смогут почитать и посмотреть материалы, которые были использованы при создании экспозиции.

Основное пространство «Манежа» отделяет от аванзала огромный занавес в охристых и бирюзовых тонах как напоминание о колере фасадов больших пригородных дворцов. За занавесом расположено «пространство дождя», дающее зрителю необходимое настроение. Там установлены копии нескольких знаковых скульптур, например, «Ева» из Петергофа. Они стоят... под моросящим питерским дождем. Сейчас инженеры проверяют технические возможности «Манежа» по отводу воды, а организаторы выставки готовят зонтики для публики.

Третье пространство называется «Последствия революции». Среди тщательно запакованных картин, скульптур, ваз звучат рассказы музейщиков о борьбе за сохранение музейных ценностей от распродаж 1920 - 1930-х годов, вынужденной эмиграции коллег, составлении первых подробных описей национализированных царских коллекций.

Четвертый раздел - «Дворцы накануне войны» - представляет собой павильон, где звучит письмо Анны Зеленовой, тогда молодого директора ГМЗ «Павловск», о том, как она во время проведения экскурсии узнала о начале войны. Рядом - «Регулярный парк» как место воспоминаний о безмятежной довоенной жизни с парочками на скамейках и фотографиями физкультурных парадов.

Шестой раздел - «Война и эвакуация» - представляет собой поезд из вагонов-теплушек, где рассказано о том, как музейщики спасали музейные сокровища, закапывали в землю скульптуры, героически хранили фонды в блокаду в подвале Исаакиевского собора и в эвакуации в малоприспособленных помещениях на востоке страны. Специальная глава посвящена Нюрнбергскому процессу и выступлению на нем Иосифа Орбели, директора Эрмитажа.

Идя вдоль теплушек, зритель видит и довоенный парк, и павильон накануне войны.

Последняя «остановка» поезда - у такого же павильона, как довоенный, но стоящего в руинах. Звучат голоса директоров музеев Марии Тихомировой, Анны Зеленовой и Серафимы Балаевой с рассказом о том, что они увидели, впервые приехав во дворцы после их освобождения. Здесь же голос диктора перечисляет героически спасенное и безвозвратно утраченное в годы войны.

Услышав о масштабах потерь и решении возрождать музеи, а не превращать дворцы в рядовые дома отдыха, зритель поднимается на второй этаж. Там расположен финальный раздел «Реставрация. Музеи сегодня». Андрей Могучий и его команда - архитектор и художник Вера Мартынова, режиссер Семен Александровский, композитор Владимир Раннев, продюсер Дария Женихова - предлагают сделать это пространство свободным. В центре зала на тумбах - ярко освещенные музейные предметы, в том числе возрожденные талантом и руками реставраторов. Вдоль стен разнообразный видеоряд - интервью с директорами музеев, сотрудниками, хранителями. Видеоистории, снятые в реставрационных мастерских и архивах, где хранится архитектурная графика о постройках в заповедниках. Художественные кинофильмы, снятые в четырех музеях. Прямые включения из Гатчины, Павловска, Петергофа и Царского Села...

Директора музеев одобрили концепцию Могучего, высказав пожелание включить еще больше материалов о труде реставраторов, поднимавших заповедники из руин.

#100-летие #музеи-заповедники #ЦВЗ «Манеж»

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?