Ева под дождем в «Манеже»

Как уже сообщали «Санкт-Петербургские ведомости», в Смольном прошло первое заседание оргкомитета по подготовке празднования 100-летия четырех пригородных музеев-заповедников. На нем Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ, представил концепцию главного события юбилея - выставки «Хранить вечно. 100 лет музейной жизни загородных резиденций» в ЦВЗ «Манеж».

Ева под дождем в «Манеже» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Могучий определил жанр своего проекта как «Спектакль в пространстве музея - история через призму памяти и личного опыта людей». Главными действующими лицами спектакля станут сотрудники музеев, которые голосами актеров и современными аудиозаписями рассказывают о славных и трагических событиях в истории заповедников, ведут научные споры об экспозициях и реставрации.

Пространство «Манежа» поделено на восемь разделов - семь исторических находятся на первом этаже здания, рассказ о музеях сегодня - на втором.

Первый раздел расположен в аванзале и посвящен истории строительства дворцов, биографиям их владельцев. В небольшой медиатеке посетители выставки смогут почитать и посмотреть материалы, которые были использованы при создании экспозиции.

Основное пространство «Манежа» отделяет от аванзала огромный занавес в охристых и бирюзовых тонах как напоминание о колере фасадов больших пригородных дворцов. За занавесом расположено «пространство дождя», дающее зрителю необходимое настроение. Там установлены копии нескольких знаковых скульптур, например, «Ева» из Петергофа. Они стоят... под моросящим питерским дождем. Сейчас инженеры проверяют технические возможности «Манежа» по отводу воды, а организаторы выставки готовят зонтики для публики.

Третье пространство называется «Последствия революции». Среди тщательно запакованных картин, скульптур, ваз звучат рассказы музейщиков о борьбе за сохранение музейных ценностей от распродаж 1920 - 1930-х годов, вынужденной эмиграции коллег, составлении первых подробных описей национализированных царских коллекций.

Четвертый раздел - «Дворцы накануне войны» - представляет собой павильон, где звучит письмо Анны Зеленовой, тогда молодого директора ГМЗ «Павловск», о том, как она во время проведения экскурсии узнала о начале войны. Рядом - «Регулярный парк» как место воспоминаний о безмятежной довоенной жизни с парочками на скамейках и фотографиями физкультурных парадов.

Шестой раздел - «Война и эвакуация» - представляет собой поезд из вагонов-теплушек, где рассказано о том, как музейщики спасали музейные сокровища, закапывали в землю скульптуры, героически хранили фонды в блокаду в подвале Исаакиевского собора и в эвакуации в малоприспособленных помещениях на востоке страны. Специальная глава посвящена Нюрнбергскому процессу и выступлению на нем Иосифа Орбели, директора Эрмитажа.

Идя вдоль теплушек, зритель видит и довоенный парк, и павильон накануне войны.

Последняя «остановка» поезда - у такого же павильона, как довоенный, но стоящего в руинах. Звучат голоса директоров музеев Марии Тихомировой, Анны Зеленовой и Серафимы Балаевой с рассказом о том, что они увидели, впервые приехав во дворцы после их освобождения. Здесь же голос диктора перечисляет героически спасенное и безвозвратно утраченное в годы войны.

Услышав о масштабах потерь и решении возрождать музеи, а не превращать дворцы в рядовые дома отдыха, зритель поднимается на второй этаж. Там расположен финальный раздел «Реставрация. Музеи сегодня». Андрей Могучий и его команда - архитектор и художник Вера Мартынова, режиссер Семен Александровский, композитор Владимир Раннев, продюсер Дария Женихова - предлагают сделать это пространство свободным. В центре зала на тумбах - ярко освещенные музейные предметы, в том числе возрожденные талантом и руками реставраторов. Вдоль стен разнообразный видеоряд - интервью с директорами музеев, сотрудниками, хранителями. Видеоистории, снятые в реставрационных мастерских и архивах, где хранится архитектурная графика о постройках в заповедниках. Художественные кинофильмы, снятые в четырех музеях. Прямые включения из Гатчины, Павловска, Петергофа и Царского Села...

Директора музеев одобрили концепцию Могучего, высказав пожелание включить еще больше материалов о труде реставраторов, поднимавших заповедники из руин.

#100-летие #музеи-заповедники #ЦВЗ «Манеж»

Комментарии