Ева под дождем в «Манеже»

Как уже сообщали «Санкт-Петербургские ведомости», в Смольном прошло первое заседание оргкомитета по подготовке празднования 100-летия четырех пригородных музеев-заповедников. На нем Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ, представил концепцию главного события юбилея - выставки «Хранить вечно. 100 лет музейной жизни загородных резиденций» в ЦВЗ «Манеж».

Ева под дождем в «Манеже» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Могучий определил жанр своего проекта как «Спектакль в пространстве музея - история через призму памяти и личного опыта людей». Главными действующими лицами спектакля станут сотрудники музеев, которые голосами актеров и современными аудиозаписями рассказывают о славных и трагических событиях в истории заповедников, ведут научные споры об экспозициях и реставрации.

Пространство «Манежа» поделено на восемь разделов - семь исторических находятся на первом этаже здания, рассказ о музеях сегодня - на втором.

Первый раздел расположен в аванзале и посвящен истории строительства дворцов, биографиям их владельцев. В небольшой медиатеке посетители выставки смогут почитать и посмотреть материалы, которые были использованы при создании экспозиции.

Основное пространство «Манежа» отделяет от аванзала огромный занавес в охристых и бирюзовых тонах как напоминание о колере фасадов больших пригородных дворцов. За занавесом расположено «пространство дождя», дающее зрителю необходимое настроение. Там установлены копии нескольких знаковых скульптур, например, «Ева» из Петергофа. Они стоят... под моросящим питерским дождем. Сейчас инженеры проверяют технические возможности «Манежа» по отводу воды, а организаторы выставки готовят зонтики для публики.

Третье пространство называется «Последствия революции». Среди тщательно запакованных картин, скульптур, ваз звучат рассказы музейщиков о борьбе за сохранение музейных ценностей от распродаж 1920 - 1930-х годов, вынужденной эмиграции коллег, составлении первых подробных описей национализированных царских коллекций.

Четвертый раздел - «Дворцы накануне войны» - представляет собой павильон, где звучит письмо Анны Зеленовой, тогда молодого директора ГМЗ «Павловск», о том, как она во время проведения экскурсии узнала о начале войны. Рядом - «Регулярный парк» как место воспоминаний о безмятежной довоенной жизни с парочками на скамейках и фотографиями физкультурных парадов.

Шестой раздел - «Война и эвакуация» - представляет собой поезд из вагонов-теплушек, где рассказано о том, как музейщики спасали музейные сокровища, закапывали в землю скульптуры, героически хранили фонды в блокаду в подвале Исаакиевского собора и в эвакуации в малоприспособленных помещениях на востоке страны. Специальная глава посвящена Нюрнбергскому процессу и выступлению на нем Иосифа Орбели, директора Эрмитажа.

Идя вдоль теплушек, зритель видит и довоенный парк, и павильон накануне войны.

Последняя «остановка» поезда - у такого же павильона, как довоенный, но стоящего в руинах. Звучат голоса директоров музеев Марии Тихомировой, Анны Зеленовой и Серафимы Балаевой с рассказом о том, что они увидели, впервые приехав во дворцы после их освобождения. Здесь же голос диктора перечисляет героически спасенное и безвозвратно утраченное в годы войны.

Услышав о масштабах потерь и решении возрождать музеи, а не превращать дворцы в рядовые дома отдыха, зритель поднимается на второй этаж. Там расположен финальный раздел «Реставрация. Музеи сегодня». Андрей Могучий и его команда - архитектор и художник Вера Мартынова, режиссер Семен Александровский, композитор Владимир Раннев, продюсер Дария Женихова - предлагают сделать это пространство свободным. В центре зала на тумбах - ярко освещенные музейные предметы, в том числе возрожденные талантом и руками реставраторов. Вдоль стен разнообразный видеоряд - интервью с директорами музеев, сотрудниками, хранителями. Видеоистории, снятые в реставрационных мастерских и архивах, где хранится архитектурная графика о постройках в заповедниках. Художественные кинофильмы, снятые в четырех музеях. Прямые включения из Гатчины, Павловска, Петергофа и Царского Села...

Директора музеев одобрили концепцию Могучего, высказав пожелание включить еще больше материалов о труде реставраторов, поднимавших заповедники из руин.

#100-летие #музеи-заповедники #ЦВЗ «Манеж»

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...