Этюды для дам и кавалеров

Как уже знают читатели, в седьмой раз в нашем городе открылся международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.».

Этюды для дам и кавалеров | Сцена из балета Anima blues. (c) Lauren Pasche/предоставлено пресс-службой фестиваля

Сцена из балета Anima blues. (c) Lauren Pasche/предоставлено пресс-службой фестиваля

Имя Дягилева в первую очередь связано с искусством танца, это он сквозь свой «магический кристалл» предугадал новые пути развития хореографии начала XX века. Художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица всегда умело формирует балетный репертуар дягилевских сезонов. Благодаря ее усилиям петербургские зрители в разные годы познакомились с творчеством мэтров современного танца - Иржи Килиана, Джона Ноймайера, Анжелена Прельжокажа, Акрома Хана.

Открылся балетный марафон выступлениями наших добрых знакомых - труппы «Морис Бежар. Лозанна», показавшей на сцене БДТ композицию «Классика и современность». В афишу вошли три балета Бежара, весьма отличающиеся по стилю и замыслу, - «Бахти III» на индийскую народную музыку, «Чудесный мандарин» Бартока и более поздний опус мастера «Этюд для дамы с камелиями». Балеты созданы в разные годы, поэтому хореографическое полотно «Классика и современность» звучит как дань памяти создателю труппы. Как известно, Бежар запретил свободное исполнение своих постановок, поскольку его хореографический стиль знают лишь артисты, работавшие с ним лично. После кончины мэтра в 2007 году труппой руководит его ученик и последователь Жиль Роман.

Увлеченный культурой, танцем и музыкой Индии, Бежар создал миниатюру «Бахти» в 1968 году для двух танцовщиков, а затем расширил ее, окружив дуэт мужским кордебалетом. Но главное в балете - дуэт Шивы (бога танца) и его жены Шакти - остается неизменным. Это танец-поединок, где сила, энергия и внутренняя раскрепощенность захватывают зрителя. Каждая поза Шакти (Светлана Сиплатова) и Шивы (Фабрис Галларраг) - отточенные, скульптурно завершенные статуэтки. В танце исполнителей - магия, храмовая сдержанность чувств и почти импровизированное следование музыкальным ритмам.

«Она была моей Дамой, и я мечтал о ней, как о цветке камелии!» - писал о своем балете Морис Бежар. «Этюд для дамы с камелиями», поставленный в 2001 году на музыку Шопена и Чилеа, сочинен для одной исполнительницы, это монолог-исповедь Маргариты Готье, где в едином потоке сливаются воспоминания о счастье и горе, любви и предательстве. Элизабет Рос, любимейшая танцовщица Бежара, создает образ своей героини из множества пластических нюансов, оттенков эмоций, трогательных полутонов.

У балета «Чудесный мандарин» на музыку Белы Бартока сложная творческая судьба: впервые поставленный в 1926 году в театре «Колонь», он был тотчас запрещен властями из-за его якобы «аморальности». Лишь в 1940-е годы он снова вошел в репертуар многих театров мира. История банды бродяг и сутенеров, завлекающих с помощью девушки богатых клиентов и грабящих их, незатейлива. Деликатность сюжета заключается в амбивалентности полов: роль девушки исполняет переодетый танцовщик, а роль одного из юношей - танцовщица. Попавший в сети бандитов китайский мандарин, которого неоднократно пытаются убить, остается живым, пока не добивается любви девушки. Бежар поставил балет в 1992 году, во всем следуя музыке и замыслу композитора. С большой силой исполняют свои партии Лоуренс Ригг (Девушка) и Предводитель бродяг (Жульен Фавро). Масайоши Онуки, танцовщик-виртуоз, в роли Мандарина трогает наивностью и доверчивостью характера своего героя - миниатюрного, по-мальчишески порывистого, но исполненного воли и энергии.

Внес свою лепту в гастрольный репертуар и руководитель труппы Жиль Роман, представив балет Anima blues, своего рода блюзовую балладу на музыку постоянного соратника Бежара Тьерри Хохштэттера. Место действия легко представить: центральный парк шумного мегаполиса, где с наступлением сумерек собираются низы общества. Толпа постоянно движется, меняются лица...

Нынешние гастроли труппы доказывают, что заветы великого хореографа строго соблюдаются, а его репертуар бережно сохраняется.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (5837) от 24.11.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.