Этюды для дам и кавалеров
Как уже знают читатели, в седьмой раз в нашем городе открылся международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.».

Сцена из балета Anima blues. (c) Lauren Pasche/предоставлено пресс-службой фестиваля
Имя Дягилева в первую очередь связано с искусством танца, это он сквозь свой «магический кристалл» предугадал новые пути развития хореографии начала XX века. Художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица всегда умело формирует балетный репертуар дягилевских сезонов. Благодаря ее усилиям петербургские зрители в разные годы познакомились с творчеством мэтров современного танца - Иржи Килиана, Джона Ноймайера, Анжелена Прельжокажа, Акрома Хана.
Открылся балетный марафон выступлениями наших добрых знакомых - труппы «Морис Бежар. Лозанна», показавшей на сцене БДТ композицию «Классика и современность». В афишу вошли три балета Бежара, весьма отличающиеся по стилю и замыслу, - «Бахти III» на индийскую народную музыку, «Чудесный мандарин» Бартока и более поздний опус мастера «Этюд для дамы с камелиями». Балеты созданы в разные годы, поэтому хореографическое полотно «Классика и современность» звучит как дань памяти создателю труппы. Как известно, Бежар запретил свободное исполнение своих постановок, поскольку его хореографический стиль знают лишь артисты, работавшие с ним лично. После кончины мэтра в 2007 году труппой руководит его ученик и последователь Жиль Роман.
Увлеченный культурой, танцем и музыкой Индии, Бежар создал миниатюру «Бахти» в 1968 году для двух танцовщиков, а затем расширил ее, окружив дуэт мужским кордебалетом. Но главное в балете - дуэт Шивы (бога танца) и его жены Шакти - остается неизменным. Это танец-поединок, где сила, энергия и внутренняя раскрепощенность захватывают зрителя. Каждая поза Шакти (Светлана Сиплатова) и Шивы (Фабрис Галларраг) - отточенные, скульптурно завершенные статуэтки. В танце исполнителей - магия, храмовая сдержанность чувств и почти импровизированное следование музыкальным ритмам.
«Она была моей Дамой, и я мечтал о ней, как о цветке камелии!» - писал о своем балете Морис Бежар. «Этюд для дамы с камелиями», поставленный в 2001 году на музыку Шопена и Чилеа, сочинен для одной исполнительницы, это монолог-исповедь Маргариты Готье, где в едином потоке сливаются воспоминания о счастье и горе, любви и предательстве. Элизабет Рос, любимейшая танцовщица Бежара, создает образ своей героини из множества пластических нюансов, оттенков эмоций, трогательных полутонов.
У балета «Чудесный мандарин» на музыку Белы Бартока сложная творческая судьба: впервые поставленный в 1926 году в театре «Колонь», он был тотчас запрещен властями из-за его якобы «аморальности». Лишь в 1940-е годы он снова вошел в репертуар многих театров мира. История банды бродяг и сутенеров, завлекающих с помощью девушки богатых клиентов и грабящих их, незатейлива. Деликатность сюжета заключается в амбивалентности полов: роль девушки исполняет переодетый танцовщик, а роль одного из юношей - танцовщица. Попавший в сети бандитов китайский мандарин, которого неоднократно пытаются убить, остается живым, пока не добивается любви девушки. Бежар поставил балет в 1992 году, во всем следуя музыке и замыслу композитора. С большой силой исполняют свои партии Лоуренс Ригг (Девушка) и Предводитель бродяг (Жульен Фавро). Масайоши Онуки, танцовщик-виртуоз, в роли Мандарина трогает наивностью и доверчивостью характера своего героя - миниатюрного, по-мальчишески порывистого, но исполненного воли и энергии.
Внес свою лепту в гастрольный репертуар и руководитель труппы Жиль Роман, представив балет Anima blues, своего рода блюзовую балладу на музыку постоянного соратника Бежара Тьерри Хохштэттера. Место действия легко представить: центральный парк шумного мегаполиса, где с наступлением сумерек собираются низы общества. Толпа постоянно движется, меняются лица...
Нынешние гастроли труппы доказывают, что заветы великого хореографа строго соблюдаются, а его репертуар бережно сохраняется.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (5837) от 24.11.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии