Это я, Батюшков!

В репертуаре театра-студии «Пушкинская школа» появился спектакль «Это я, Батюшков!», посвященный незаслуженно забытому поэту пушкинской поры.

Это я, Батюшков! | ФОТО предоставлено пресс-службой театра<br>С молодых лет Батюшков (Г. Печкысев) боялся, что семейный недуг не пощадит и его: безумие настигло деда поэта, рано умершую мать и сестру.

ФОТО предоставлено пресс-службой театра
С молодых лет Батюшков (Г. Печкысев) боялся, что семейный недуг не пощадит и его: безумие настигло деда поэта, рано умершую мать и сестру.

Обращение театра под руководством режиссера, актера, поэта и пушкиниста Владимира Рецептера к творчеству Константина Батюшкова можно объяснить фразой Виссариона Белинского: «Батюшков много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким он явился действительно». К тому же воспитанники «Пушкинской школы» по пути к Дому Кочневой, где они играют свои спектакли, проходят мимо мемориальной доски К. Н. Батюшкову, установленной на доме Е. Ф. Муравьевой на наб. р. Фонтанки, 25.

В общем, понятно, чем интересен Батюшков молодому актеру Григорию Печкысеву, поставившему и разыгравшему моноспектакль. В этой истории важнее другое — может ли заинтересовать его творчество современных зрителей? Безусловно, такая биография — благодарный материал для переноса на театральные подмостки. Но стихи Батюшкова, увы, мало кто вспомнит — впрочем, нельзя вспомнить то, чего не знал. Все, что было «до Пушкина», даже таких столпов русской словесности, как Ломоносов, Державин и Жуковский (не в каждой хрестоматии можно найти среди них Батюшкова), молодые люди проходят в средних классах школы и забывают, подхваченные вихрем Золотого и Серебряного веков. Все, что написано «высоким штилем», плохо воспринимается в детстве и не перечитывается позднее. Между тем цветущая листва пушкинской поэзии выросла и дала множество плодов благодаря стволу древа, возведенного его предшественниками.

Возможно, нам сейчас необходим именно такой прочный ствол с его вековыми корнями, чтобы выросли новые цветы и взошло новое солнце. Есть подозрение, что душа, уставшая от интеллектуальных ребусов современной культуры, захочет оторваться от земли и снова потребует «высокого штиля».

Полтора часа зрители наблюдали за молодым человеком, вся жизнь которого — череда разочарований: от первой любви до первого большого сражения, от внезапных поэтических озарений до почти беспросветного безумия.

Юный Батюшков взахлеб сочиняет стихи, надеясь в поэзии обрести счастье. Но жизнь проходит мимо, как будто без цели, почти без любви и особенных талантов. Но как же хочется жить?! Таким жизнелюбивым («Я часто унываю духом, но не до конца»), счастливым вопреки всему и к счастью устремленным всеми помыслами своими сыграл героя Григорий Печкысев.

Спектакль представляет собой чтение писем Батюшкова, в основном к другу Николаю Гнедичу, иногда — к Василию Жуковскому и Петру Вяземскому. Писал герой много и часто, все важные вехи его жизни изложены в эпистолярном жанре.

О насущных пустяках не пишет: «Не писать — не жить, поэтому что писать безделки?.. Сердце просит любви! Я хочу быть счастлив!». Он все время на грани отчаяния, и спектакль выдержан на высокой ноте как натянутая струна, которая вот-вот порвется. Разумеется, без подробностей — за полтора часа насыщенную событиями жизнь не расскажешь, всех стихов не прочитаешь, но Григорию Печкысеву удалось создать психологический портрет — каким-то образом он точно уловил тот момент, когда наступил внутренний надлом и осознание того, что «если проживу еще десять лет — точно сойду с ума».

Талант — награда, когда знаешь, как его применить. Но если нет — тогда талант становится тяжелой ношей.

Среди молодых людей, которым теперь за двадцать, немало таких же неприкаянных, в сущности талантливых, на деле мало к чему пригодных. Их тоже многое привлекает, более всего разные искусства, им хочется быть знаменитыми или хотя бы успешными и умными. Ни то ни другое не получается. «Размышлять пробовал, да все не выходит. Это больно... Но писать надо — скучно без пера! Я заврался, но знаешь от чего? От того, что пустился в философию. Это со мной бывает по осени... Вместе со способностью писать потерял способность наслаждаться», — произнес Григорий Печкысев в роли Константина Батюшкова. Как знакомо... А думалось: где мы, а где Батюшков — предтеча Золотого века русской поэзии?.. «Какое время! Бедные таланты!» — восклицает герой. И это сказано в Золотом веке, а что теперь, а что теперь...

Впрочем, размышления о сегодняшнем дне возникли уже потом. Никаких «отсылок к современности» в спектакле не было. Театр «Пушкинская школа» всегда верен авторскому слову и эпохе. И эта верность порой позволяет расслышать еще более точные рифмы, заглянуть из нашего сегодня в прошлое и неожиданно увидеть зеркальное отражение. Именно это как раз самое интересное.

«Я похож на человека, который не дошел до цели своей. Я нес на голове прекрасный сосуд, а он упал и разбился вдребезги. Поди теперь узнай, что в нем было!» (К. Н. Батюшков).

Все это так понятно теперь, когда поменялись приоритеты и в жизни, и в искусстве. Видимо, пришла пора вернуться в Золотой век русской поэзии и учиться глубже чувствовать, страдать и любить.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5349) от 27.11.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.