Это я, Батюшков!

В репертуаре театра-студии «Пушкинская школа» появился спектакль «Это я, Батюшков!», посвященный незаслуженно забытому поэту пушкинской поры.

Это я, Батюшков! | ФОТО предоставлено пресс-службой театра<br>С молодых лет Батюшков (Г. Печкысев) боялся, что семейный недуг не пощадит и его: безумие настигло деда поэта, рано умершую мать и сестру.

ФОТО предоставлено пресс-службой театра
С молодых лет Батюшков (Г. Печкысев) боялся, что семейный недуг не пощадит и его: безумие настигло деда поэта, рано умершую мать и сестру.

Обращение театра под руководством режиссера, актера, поэта и пушкиниста Владимира Рецептера к творчеству Константина Батюшкова можно объяснить фразой Виссариона Белинского: «Батюшков много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким он явился действительно». К тому же воспитанники «Пушкинской школы» по пути к Дому Кочневой, где они играют свои спектакли, проходят мимо мемориальной доски К. Н. Батюшкову, установленной на доме Е. Ф. Муравьевой на наб. р. Фонтанки, 25.

В общем, понятно, чем интересен Батюшков молодому актеру Григорию Печкысеву, поставившему и разыгравшему моноспектакль. В этой истории важнее другое — может ли заинтересовать его творчество современных зрителей? Безусловно, такая биография — благодарный материал для переноса на театральные подмостки. Но стихи Батюшкова, увы, мало кто вспомнит — впрочем, нельзя вспомнить то, чего не знал. Все, что было «до Пушкина», даже таких столпов русской словесности, как Ломоносов, Державин и Жуковский (не в каждой хрестоматии можно найти среди них Батюшкова), молодые люди проходят в средних классах школы и забывают, подхваченные вихрем Золотого и Серебряного веков. Все, что написано «высоким штилем», плохо воспринимается в детстве и не перечитывается позднее. Между тем цветущая листва пушкинской поэзии выросла и дала множество плодов благодаря стволу древа, возведенного его предшественниками.

Возможно, нам сейчас необходим именно такой прочный ствол с его вековыми корнями, чтобы выросли новые цветы и взошло новое солнце. Есть подозрение, что душа, уставшая от интеллектуальных ребусов современной культуры, захочет оторваться от земли и снова потребует «высокого штиля».

Полтора часа зрители наблюдали за молодым человеком, вся жизнь которого — череда разочарований: от первой любви до первого большого сражения, от внезапных поэтических озарений до почти беспросветного безумия.

Юный Батюшков взахлеб сочиняет стихи, надеясь в поэзии обрести счастье. Но жизнь проходит мимо, как будто без цели, почти без любви и особенных талантов. Но как же хочется жить?! Таким жизнелюбивым («Я часто унываю духом, но не до конца»), счастливым вопреки всему и к счастью устремленным всеми помыслами своими сыграл героя Григорий Печкысев.

Спектакль представляет собой чтение писем Батюшкова, в основном к другу Николаю Гнедичу, иногда — к Василию Жуковскому и Петру Вяземскому. Писал герой много и часто, все важные вехи его жизни изложены в эпистолярном жанре.

О насущных пустяках не пишет: «Не писать — не жить, поэтому что писать безделки?.. Сердце просит любви! Я хочу быть счастлив!». Он все время на грани отчаяния, и спектакль выдержан на высокой ноте как натянутая струна, которая вот-вот порвется. Разумеется, без подробностей — за полтора часа насыщенную событиями жизнь не расскажешь, всех стихов не прочитаешь, но Григорию Печкысеву удалось создать психологический портрет — каким-то образом он точно уловил тот момент, когда наступил внутренний надлом и осознание того, что «если проживу еще десять лет — точно сойду с ума».

Талант — награда, когда знаешь, как его применить. Но если нет — тогда талант становится тяжелой ношей.

Среди молодых людей, которым теперь за двадцать, немало таких же неприкаянных, в сущности талантливых, на деле мало к чему пригодных. Их тоже многое привлекает, более всего разные искусства, им хочется быть знаменитыми или хотя бы успешными и умными. Ни то ни другое не получается. «Размышлять пробовал, да все не выходит. Это больно... Но писать надо — скучно без пера! Я заврался, но знаешь от чего? От того, что пустился в философию. Это со мной бывает по осени... Вместе со способностью писать потерял способность наслаждаться», — произнес Григорий Печкысев в роли Константина Батюшкова. Как знакомо... А думалось: где мы, а где Батюшков — предтеча Золотого века русской поэзии?.. «Какое время! Бедные таланты!» — восклицает герой. И это сказано в Золотом веке, а что теперь, а что теперь...

Впрочем, размышления о сегодняшнем дне возникли уже потом. Никаких «отсылок к современности» в спектакле не было. Театр «Пушкинская школа» всегда верен авторскому слову и эпохе. И эта верность порой позволяет расслышать еще более точные рифмы, заглянуть из нашего сегодня в прошлое и неожиданно увидеть зеркальное отражение. Именно это как раз самое интересное.

«Я похож на человека, который не дошел до цели своей. Я нес на голове прекрасный сосуд, а он упал и разбился вдребезги. Поди теперь узнай, что в нем было!» (К. Н. Батюшков).

Все это так понятно теперь, когда поменялись приоритеты и в жизни, и в искусстве. Видимо, пришла пора вернуться в Золотой век русской поэзии и учиться глубже чувствовать, страдать и любить.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5349) от 27.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?