Это я, Батюшков!

В репертуаре театра-студии «Пушкинская школа» появился спектакль «Это я, Батюшков!», посвященный незаслуженно забытому поэту пушкинской поры.

Это я, Батюшков! | ФОТО предоставлено пресс-службой театра<br>С молодых лет Батюшков (Г. Печкысев) боялся, что семейный недуг не пощадит и его: безумие настигло деда поэта, рано умершую мать и сестру.

ФОТО предоставлено пресс-службой театра
С молодых лет Батюшков (Г. Печкысев) боялся, что семейный недуг не пощадит и его: безумие настигло деда поэта, рано умершую мать и сестру.

Обращение театра под руководством режиссера, актера, поэта и пушкиниста Владимира Рецептера к творчеству Константина Батюшкова можно объяснить фразой Виссариона Белинского: «Батюшков много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким он явился действительно». К тому же воспитанники «Пушкинской школы» по пути к Дому Кочневой, где они играют свои спектакли, проходят мимо мемориальной доски К. Н. Батюшкову, установленной на доме Е. Ф. Муравьевой на наб. р. Фонтанки, 25.

В общем, понятно, чем интересен Батюшков молодому актеру Григорию Печкысеву, поставившему и разыгравшему моноспектакль. В этой истории важнее другое — может ли заинтересовать его творчество современных зрителей? Безусловно, такая биография — благодарный материал для переноса на театральные подмостки. Но стихи Батюшкова, увы, мало кто вспомнит — впрочем, нельзя вспомнить то, чего не знал. Все, что было «до Пушкина», даже таких столпов русской словесности, как Ломоносов, Державин и Жуковский (не в каждой хрестоматии можно найти среди них Батюшкова), молодые люди проходят в средних классах школы и забывают, подхваченные вихрем Золотого и Серебряного веков. Все, что написано «высоким штилем», плохо воспринимается в детстве и не перечитывается позднее. Между тем цветущая листва пушкинской поэзии выросла и дала множество плодов благодаря стволу древа, возведенного его предшественниками.

Возможно, нам сейчас необходим именно такой прочный ствол с его вековыми корнями, чтобы выросли новые цветы и взошло новое солнце. Есть подозрение, что душа, уставшая от интеллектуальных ребусов современной культуры, захочет оторваться от земли и снова потребует «высокого штиля».

Полтора часа зрители наблюдали за молодым человеком, вся жизнь которого — череда разочарований: от первой любви до первого большого сражения, от внезапных поэтических озарений до почти беспросветного безумия.

Юный Батюшков взахлеб сочиняет стихи, надеясь в поэзии обрести счастье. Но жизнь проходит мимо, как будто без цели, почти без любви и особенных талантов. Но как же хочется жить?! Таким жизнелюбивым («Я часто унываю духом, но не до конца»), счастливым вопреки всему и к счастью устремленным всеми помыслами своими сыграл героя Григорий Печкысев.

Спектакль представляет собой чтение писем Батюшкова, в основном к другу Николаю Гнедичу, иногда — к Василию Жуковскому и Петру Вяземскому. Писал герой много и часто, все важные вехи его жизни изложены в эпистолярном жанре.

О насущных пустяках не пишет: «Не писать — не жить, поэтому что писать безделки?.. Сердце просит любви! Я хочу быть счастлив!». Он все время на грани отчаяния, и спектакль выдержан на высокой ноте как натянутая струна, которая вот-вот порвется. Разумеется, без подробностей — за полтора часа насыщенную событиями жизнь не расскажешь, всех стихов не прочитаешь, но Григорию Печкысеву удалось создать психологический портрет — каким-то образом он точно уловил тот момент, когда наступил внутренний надлом и осознание того, что «если проживу еще десять лет — точно сойду с ума».

Талант — награда, когда знаешь, как его применить. Но если нет — тогда талант становится тяжелой ношей.

Среди молодых людей, которым теперь за двадцать, немало таких же неприкаянных, в сущности талантливых, на деле мало к чему пригодных. Их тоже многое привлекает, более всего разные искусства, им хочется быть знаменитыми или хотя бы успешными и умными. Ни то ни другое не получается. «Размышлять пробовал, да все не выходит. Это больно... Но писать надо — скучно без пера! Я заврался, но знаешь от чего? От того, что пустился в философию. Это со мной бывает по осени... Вместе со способностью писать потерял способность наслаждаться», — произнес Григорий Печкысев в роли Константина Батюшкова. Как знакомо... А думалось: где мы, а где Батюшков — предтеча Золотого века русской поэзии?.. «Какое время! Бедные таланты!» — восклицает герой. И это сказано в Золотом веке, а что теперь, а что теперь...

Впрочем, размышления о сегодняшнем дне возникли уже потом. Никаких «отсылок к современности» в спектакле не было. Театр «Пушкинская школа» всегда верен авторскому слову и эпохе. И эта верность порой позволяет расслышать еще более точные рифмы, заглянуть из нашего сегодня в прошлое и неожиданно увидеть зеркальное отражение. Именно это как раз самое интересное.

«Я похож на человека, который не дошел до цели своей. Я нес на голове прекрасный сосуд, а он упал и разбился вдребезги. Поди теперь узнай, что в нем было!» (К. Н. Батюшков).

Все это так понятно теперь, когда поменялись приоритеты и в жизни, и в искусстве. Видимо, пришла пора вернуться в Золотой век русской поэзии и учиться глубже чувствовать, страдать и любить.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5349) от 27.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...