Это не будет носиться

8 декабря в реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» Эрмитаж открывает галерею костюма. Она будет работать в обычные для музея дни, но для посещения нужна предварительная запись.

Это не будет носиться  | Современные костюмы готовятся стать экспонатами. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Современные костюмы готовятся стать экспонатами. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

- Это первая ласточка на пути создания музея костюма и моды, - говорит Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Эрмитажа. - Сам музей откроется, когда будет построена третья очередь центра «Старая Деревня». Но мы люди нетерпеливые и решили не дожидаться начала и тем более завершения строительства. Ведь в РХЦ - прекрасное пространство, где (впервые в музейной практике!) посетителей приглашают в святая святых - хранилище, фонды. Мы сможем там учить студентов, воспитывать вкус молодого поколения. И это, надеюсь, приблизит нас к задаче превращения Петербурга в столицу вкуса.

В новом пространстве будет представлена часть богатого собрания костюмов и аксессуаров из фондов отдела истории русской культуры. Это «Гардероб Петра I» и облачения священников, церемониальные костюмы русского императорского двора и традиционные одежды разных губерний Российской империи, военные мундиры и бальные туалеты, ливрейные костюмы и домашняя одежда, платья для детей и визитные костюмы горожан, вояжные сундуки и веера, шляпки и туфельки, русские шпалеры и народные вышивки...

А вот костюмов века XX до недавних пор в музейном собрании было совсем немного. Почему же не собирали?

- Я не знаю, кто и когда приказал завершить коллекции Эрмитажа 1914 годом, - отвечает на вопрос Нина Тарасова. - Но действительно нам не разрешали собирать коллекции современного искусства. Так было не только в Эрмитаже, хотя некоторые музеи, например, Павловский музей-заповедник все-таки потихонечку собирали вещи, покупали костюмы стиля aр-деко, какие-то платья, аксессуары.

Впрочем, иногда что-то купить удавалось и Эрмитажу. Так, в 1970-е годы благодаря усилиям хранителя Эрмитажа знатока истории костюма Тамары Коршуновой музею удалось приобрести блистательную коллекцию одежды стиля модерн, принадлежавшую Вере Дженеевой, московской драматической актрисе, снимавшейся и в первых немых фильмах. После революции она вышла замуж за Льва Карахана, красного комиссара, ставшего советским дипломатом. Актриса имела возможность ездить за границу, где приобретала вещи от французских модельеров. Благодаря находке Тамары Коршуновой в эрмитажном собрании оказались костюмы от Поля Пуаре, сестер Калло, Жака Дусе, Надежды Ламановой...

За четверть века директорства Михаила Пиотровского в музее произошло много перемен. Одна из них - музей впустил в свои стены моду. Уделяя ей внимание, Эрмитаж следует мировому тренду, ведь крупнейшие музеи Европы и США - Лувр, «Метрополитен», Виктории и Альберта - давно организовали отделы костюма и моды и регулярно проводят крупные костюмные выставки.

В последние годы в Эрмитаже прошли выставки, связанные с модой: Эрте, Мариано Фортуни, Маноло Бланик, ретроспектива Вячеслава Зайцева.

Уже несколько лет Эрмитаж вплотную занимается проектом «Современный костюм», и коллекция будущего музея костюма и моды постоянно пополняется. В нее уже вошли работы современных модельеров Петербурга - Татьяны Котеговой, Татьяны Парфеновой, Ларисы Погорецкой, Лилии Киселенко, Стаса Лопаткина, Яниса Чамалиди, Владимира Бухинника и других.

В 2016 году дочь оперной дивы Елены Образцовой Елена Макарова передала в дар музею 34 предмета одежды и аксессуаров. Вошли в состав собрания и костюмы, которые «играли» в фильме Александра Сокурова «Фауст». Среди переданных в дар будущему музею моделей - костюмы от Вячеслава Зайцева.

Мечтает Нина Тарасова и о масштабных выставках.

- Хорошо бы привезти в Эрмитаж выставку Кристиана Диора, которая имеет такой успех в Париже, Кристобаля Баленсиаги, чьи модели демонстрируются сейчас в Лондоне, в Музее Виктории и Альберта. Но все это дорогое удовольствие, без серьезной государственной поддержки нам не обойтись.

А ведь правительство города сейчас продвигает идею сделать Петербург столицей моды в России.

- Мне эти лозунги кажутся популистскими, - говорит дизайнер Владимир Бухинник. - Нельзя забывать, что мода не только производство. Нужно ли, например, налаживать производство отечественного масс-маркета? Не можем мы и сделать так, чтобы, как по мановению волшебной палочки, все люди вдруг стали модно одеваться. Но мы можем воспитывать вкус. И продвигать моду как искусство, как часть отечественной культуры.

Для этого и открывается музей костюма и моды в Эрмитаже. И если бы правительство помогло Эрмитажу сделать выставки самых известных дизайнеров XX века, это стало бы ценным вкладом в создание имиджа Петербурга как центра моды.

#«Старая Деревня» #Эрмитаж #галерея костюма

Комментарии