Этнография глазами поэта
27 июня, в день начала работы экономического и гуманитарного форума Россия — Африка, в Петербурге состоятся два тесно связанных между собой события. В Русском географическом обществе (РГО) откроется выставка «Колдовская страна», а в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме пройдет представление книги «Абиссинский калам. Материалы экспедиции Николая Гумилева по исламу и исламской книжности Восточной Африки». Ее автор — Ефим Резван, руководитель Международного центра исламских исследований Кунсткамеры.
ФОТО Brandi Redd on Unsplash
История сотрудничества Кунсткамеры и Музея Ахматовой началась в конце 1980‑х годов. Как вспоминает Нина Попова, тогдашний директор только что открывшегося ахматовского музея, имя Николая Гумилева едва вышло из‑под полного запрета, материалы о нем были недоступны. Но музей решил рассказать о первой любви Ахматовой и попросил Кунсткамеру предоставить на время несколько предметов и рисунков Гумилева из материалов его абиссинской экспедиции.
В 2014 году Музей Ахматовой показал выставку «Украшения должны быть дикарскими!», ее курировал Ефим Резван. Главным экспонатом стали африканские бусы из собрания Кунсткамеры, аналогичные тем, что привез Гумилев в подарок Ахматовой. В 2021 году там же состоялась выставка «Колдовская страна», которая объединила две серии фотографий. Первая сделана Николаем Сверчковым, фотографом, в 1913 году работавшим в экспедиции Гумилева. Вторая — Татьяной Федоровой, снимавшей в Эфиопии в 2008 и 2010 годах в экспедициях Резвана. Как пояснил ученый, Гумилев путешествовал по мусульманской Эфиопии, и это совпало с его научными интересами.
Недавно вышла книга Резвана «Абиссинский калам». Как пояснил автор, калам — это тростниковая палочка с расщепленным острием для написания рукописей. Эпиграфом к этому научно-популярному изданию стала строчка Гумилева: «Будь как Бог: иди, лети, плыви!». В нем рассказано о его африканских экспедициях и о том, что происходило в тех же местах в начале XXI века. Шейх-Хуссейн остается местом мусульманского паломничества, локальной Меккой Восточной Африки. Харар — центр исламской письменности, один из символов исламской культуры, мало изменился с XII – XIII веков, по крайней мере там и сегодня можно без декораций снимать фильм по «Тысячи и одной ночи». По словам Ефима Резвана, он попытался показать, что поэзия Гумилева — полевой дневник экспедиций, он работал в Африке как профессиональный этнограф. «Большой раздел книги отводится литературоведению: как можно работать со стихами Гумилева, если ты был в тех местах», — рассказал автор.
А Людмила Чурина, заведующая Центральным лекторием Русского географического общества, в свою очередь сообщила, что, когда шла подготовка культурной программы форума Россия — Африка, родилась идея показать проект «Колдовская страна», дополнив его материалами РГО, которые рассказывают об экспедициях в Африку Егора Ковалевского 1847 – 1848 годов и Николая Вавилова 1927 года. Ковалевский открыл исток Нила, Вавилов собрал коллекцию семян сортов пшеницы и ячменя, устойчивых к заболеваниям.
После показа в штаб-квартире РГО в переулке Гривцова выставка станет передвижной и будет показана в библиотеках Петербурга, первая точка — централизованная система библиотек Красносельского района.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (7465) от 26.07.2023 под заголовком «Этнография глазами поэта».
Комментарии