Эта бабушка будет вечной

После премьеры спектакля «Эрендира» в Каменноостровском театре состоялась встреча с творческой командой постановки. Режиссер Федор Лавров рассказал, как на петербургской сцене появилась одна из «детских историй» Габриэля Гарсиа Маркеса.

Эта бабушка будет вечной | ФОТО предоставлено пресс-службой БДТ

ФОТО предоставлено пресс-службой БДТ

Однажды актер Николай Лавров поделился с сыном идеей спектакля по рассказу Маркеса «Невероятная история невинной Эрендиры и ее бессердечной бабушки». В роли бабушки он представлял актера, режиссера, педагога сценического движения и фехтования Кирилла Черноземова.

Когда художественный руководитель БДТ Андрей Могучий предложил Федору Лаврову дебютировать в Каменноостровском театре в качестве режиссера, он рискнул осуществить папину идею и выбрал тот самый рассказ Маркеса, где судьбу юной девушки вершит неколебимая вечная бабушка. Сейчас кажется, что Андрей Могучий и Федор Лавров взялись за этот спектакль во многом для того, чтобы главную роль исполнила народная артистка России Нина Усатова.

Габриэль Гарсиа Маркес на русской (да и на европейской) сцене – явление редкое. Попытки воплотить его прозу в театре или кино напоминают прогулку по воде с фонариком, освещающим красочный подводный мир. Но в эту глубину надо прыгать с головой.

Федор Лавров признался, что с трудом решился прыгнуть в бездну этой литературы. После долгих и трудных репетиций, сомнений и преодолений на поверхность всплыла вся жуть и красота мира, созданного воображением колумбийского писателя. Вырвалась стихия неведомой нам жизни, в которой шаманство так же естественно, как мафия; в сердцах слиты кротость и похоть, в памяти – безмерная любовь к умершим и необъяснимая ненависть к живущим рядом. В глазах застыла неизлечимая тоска, на губах – счастливая улыбка; род продолжается вечно, и внучка рано или поздно повторит судьбу бабушки.

Идея создать подобие «семейного алтаря» принадлежит художнику Станиславу Гроздилову. В Петербурге состоялся его театральный дебют: раньше он сценографией не занимался, живет и работает в Сан-Франциско, увлекается культурой Латинской Америки. «Мы знаем о магии кукол вуду, существующей у латиноамериканских народов. Но помимо этого в Мексике есть ритуалы, не связанные с колдовством, – почти в каждой семье есть алтарь, куда ставят кукол, изображающих умерших родственников и друзей. В своих произведениях Маркес выстраивал подобие такого алтаря. За каждым героем – бесконечная семейная история, нерушимые родственные связи», – рассказал художник.

Вместо задника он выстроил своего рода алтарь с распахнутыми створками, на которых возникали рисунки в стиле народных примитивов или красочный орнамент, подсмотренный в быту индейских племен. В центре – бабушка в старинном кресле, как безжалостное божество. Среди брутальных мужчин, готовых платить лишь за выпивку да еще за молодость и чистоту, бабушка с внучкой смотрелись как едва расцветший бутон, неотделимый от колючего стебля.

Нина Николаевна Усатова с бесстрашием (и упоением) приняла этот вызов и вслед за режиссером погрузилась в глубину странного и завораживающего мира Маркеса. Актриса призналась, что этот писатель ей пока еще не близок, и, наверное, «надо до него дорасти», но всегда хочется познавать что-то новое. Этот процесс познания и постижения Маркеса так увлек Нину Усатову, что она, как сама призналась, последней уходила из театра после репетиций. «Это дивный, уютный театр, и такая красота вокруг... Вернулась тайная из детства мечта».

Она сидела в окружении молодых артистов, разрисованных татуировками, и говорила, какая талантливая теперь в БДТ молодежь. Все играют на музыкальных инструментах! А Дмитрий Луговкин вообще умудрялся исполнять главную мужскую роль Улисса (парень, который влюбился в Эрендиру, воровал с отцовской плантации апельсины с бриллиантами и добил-таки бабушку) и солировать на саксофоне. На каких только инструментах артисты не играют, расположившись на чуть потертом узорчатом ковре! Мелодии написал московский композитор Дмитрий Власик, один из самых заметных представителей новой академической музыки. «Эрендира» – музыкальная фантазия авангардиста на мексиканские темы.

Андрей Могучий советует смотреть спектакль дважды. В первом составе фотографа, он же рассказчик, играет сам Федор Лавров. Во втором – Андрей Феськов. Интонации у них совсем разные.

Роль Эрендиры тоже исполняют разные актрисы. Нежная и хрупкая Ольга Воронина и красавица Полина Толстун. Даже финальные монологи у них не похожи один на другой. Каждая выбрала из латиноамериканской народной поэзии стихи, которые ей лично близки. Я слушала про фиолетовых бабочек в исполнении Ольги Ворониной, похожей на прозрачного мотылька.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (5335) от 07.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?