Эта бабушка будет вечной

После премьеры спектакля «Эрендира» в Каменноостровском театре состоялась встреча с творческой командой постановки. Режиссер Федор Лавров рассказал, как на петербургской сцене появилась одна из «детских историй» Габриэля Гарсиа Маркеса.

Эта бабушка будет вечной | ФОТО предоставлено пресс-службой БДТ

ФОТО предоставлено пресс-службой БДТ

Однажды актер Николай Лавров поделился с сыном идеей спектакля по рассказу Маркеса «Невероятная история невинной Эрендиры и ее бессердечной бабушки». В роли бабушки он представлял актера, режиссера, педагога сценического движения и фехтования Кирилла Черноземова.

Когда художественный руководитель БДТ Андрей Могучий предложил Федору Лаврову дебютировать в Каменноостровском театре в качестве режиссера, он рискнул осуществить папину идею и выбрал тот самый рассказ Маркеса, где судьбу юной девушки вершит неколебимая вечная бабушка. Сейчас кажется, что Андрей Могучий и Федор Лавров взялись за этот спектакль во многом для того, чтобы главную роль исполнила народная артистка России Нина Усатова.

Габриэль Гарсиа Маркес на русской (да и на европейской) сцене – явление редкое. Попытки воплотить его прозу в театре или кино напоминают прогулку по воде с фонариком, освещающим красочный подводный мир. Но в эту глубину надо прыгать с головой.

Федор Лавров признался, что с трудом решился прыгнуть в бездну этой литературы. После долгих и трудных репетиций, сомнений и преодолений на поверхность всплыла вся жуть и красота мира, созданного воображением колумбийского писателя. Вырвалась стихия неведомой нам жизни, в которой шаманство так же естественно, как мафия; в сердцах слиты кротость и похоть, в памяти – безмерная любовь к умершим и необъяснимая ненависть к живущим рядом. В глазах застыла неизлечимая тоска, на губах – счастливая улыбка; род продолжается вечно, и внучка рано или поздно повторит судьбу бабушки.

Идея создать подобие «семейного алтаря» принадлежит художнику Станиславу Гроздилову. В Петербурге состоялся его театральный дебют: раньше он сценографией не занимался, живет и работает в Сан-Франциско, увлекается культурой Латинской Америки. «Мы знаем о магии кукол вуду, существующей у латиноамериканских народов. Но помимо этого в Мексике есть ритуалы, не связанные с колдовством, – почти в каждой семье есть алтарь, куда ставят кукол, изображающих умерших родственников и друзей. В своих произведениях Маркес выстраивал подобие такого алтаря. За каждым героем – бесконечная семейная история, нерушимые родственные связи», – рассказал художник.

Вместо задника он выстроил своего рода алтарь с распахнутыми створками, на которых возникали рисунки в стиле народных примитивов или красочный орнамент, подсмотренный в быту индейских племен. В центре – бабушка в старинном кресле, как безжалостное божество. Среди брутальных мужчин, готовых платить лишь за выпивку да еще за молодость и чистоту, бабушка с внучкой смотрелись как едва расцветший бутон, неотделимый от колючего стебля.

Нина Николаевна Усатова с бесстрашием (и упоением) приняла этот вызов и вслед за режиссером погрузилась в глубину странного и завораживающего мира Маркеса. Актриса призналась, что этот писатель ей пока еще не близок, и, наверное, «надо до него дорасти», но всегда хочется познавать что-то новое. Этот процесс познания и постижения Маркеса так увлек Нину Усатову, что она, как сама призналась, последней уходила из театра после репетиций. «Это дивный, уютный театр, и такая красота вокруг... Вернулась тайная из детства мечта».

Она сидела в окружении молодых артистов, разрисованных татуировками, и говорила, какая талантливая теперь в БДТ молодежь. Все играют на музыкальных инструментах! А Дмитрий Луговкин вообще умудрялся исполнять главную мужскую роль Улисса (парень, который влюбился в Эрендиру, воровал с отцовской плантации апельсины с бриллиантами и добил-таки бабушку) и солировать на саксофоне. На каких только инструментах артисты не играют, расположившись на чуть потертом узорчатом ковре! Мелодии написал московский композитор Дмитрий Власик, один из самых заметных представителей новой академической музыки. «Эрендира» – музыкальная фантазия авангардиста на мексиканские темы.

Андрей Могучий советует смотреть спектакль дважды. В первом составе фотографа, он же рассказчик, играет сам Федор Лавров. Во втором – Андрей Феськов. Интонации у них совсем разные.

Роль Эрендиры тоже исполняют разные актрисы. Нежная и хрупкая Ольга Воронина и красавица Полина Толстун. Даже финальные монологи у них не похожи один на другой. Каждая выбрала из латиноамериканской народной поэзии стихи, которые ей лично близки. Я слушала про фиолетовых бабочек в исполнении Ольги Ворониной, похожей на прозрачного мотылька.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (5335) от 07.11.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.