Есть женщины в русских столицах

Фильм «Мусульманин» принес Нине Усатовой такую огромную, подлинную зрительскую любовь, о которой может только мечтать любая актриса. Она сыграла простую русскую женщину-мать настолько узнаваемо, что в сознании многих теперь сама ассоциируется с сыгранной ролью. О последствиях такого отождествления, о теме материнства, о жизни современной русской женщины и не только об этом состоялся разговор театроведа Елены КИЛИНОЙ с блистательной актрисой БДТ, незаурядным, ярким человеком, замечательным рассказчиком Ниной Николаевой УСАТОВОЙ.

Есть женщины в русских столицах |

— Вы не помните, когда впервые сыграли мать?

— Всю жизнь играла. Но у меня практически не было ролей, которые бы так и назывались: «Мать». Я сыграла всего две роли с таким названием. Это спектакль «Беда» по книге Израиля Меттера и фильм «Мусульманин». В «Беде» я играла мать, когда еще не была матерью. Но женщина — мать по своей природе. Даже не имея ребенка, она хранит в себе все те функции, которые необходимы матери. Это и забота, и чуткость.

Другое дело, что у рожавшей женщины открываются какие-то неведомые центры, связанные с космосом. У нее открывается звериное чутье, и она интуитивно чувствует, как защитить ребенка. Вот это я в себе обнаружила только с моментом рождения сына.

А вообще я против любых ярлыков. Я играю разные роли. И матерей играю разных. Мать для меня — самое дорогое, любимое слово. Но нет ничего ужаснее, когда оно становится нарицательным и про актрису говорят: «Вот она всю жизнь играла матерей». Я к себе такой ярлык не приклеиваю.

— Как вы думаете, материнское начало может быть реализовано с большим успехом в жизни городской или деревенской женщины?

— Я — деревенской закваски. Хотя большую часть жизни, с пятнадцати лет, живу в городе. Поэтому мне сложно разграничить эти понятия. В деревне просто забот больше. Там мать и сеятель, и жнец, и на дуде игрец. Она замучена. И до сих пор так. А в городе — другие условия жизни, которые цивилизация подарила женщине. Но сегодня жизнь и в деревне, и в городе требует здоровья и сил. Требует от женщины умения приспособиться к совершенно новым условиям. По молодости я никогда не думала ни о быте, ни о том, где и как буду жить. Полжизни провела в общежитиях. Поэтому и материнство поздно ко мне пришло. Думала, все успею, все у меня еще впереди. А годы идут и идут... Вот сейчас я чувствую, как много во мне творческих сил. Это лучшие годы, расцвет. Сейчас бы работать и работать для души. А приходится ездить и деньги зарабатывать. Приглашают озвучивать фильм, даже не мой — еду. Приглашают на съемки — еду. Еду с концертами, со спектаклями....

— А как проводите свободное время, если оно у вас бывает?

— У меня практически не бывает выходных и праздников. Мой отдых — это работа по дому. Но так получается, что намного больше я отдыхаю в театре, на спектакле, чем за своими домашними делами, во время так называемого отдыха. Еще бывают свободные минуты где-нибудь в гостинице, когда можно просто полежать и посмотреть телевизор, сходить в музей или книгу почитать.

Это не жалоба. Наоборот, радостно, когда есть работа. Усталость возмещается благодарностью зрителей. И восполняется та энергия, которую тратишь на спектакле. Поэтому эта профессия для меня такая любимая и желанная. Жаль только, что время быстро летит. А хочется иногда просто остановиться и оглянуться. Не вспомнить что-то, а именно оглядеться, посмотреть — что вокруг тебя происходит. Подумать, что в этот день для тебя важнее, и силой заставить себя что-то прочитать или сходить в театр, на концерт. Или просто посидеть и помолчать. Ни о чем не думать. Недолго. Просто посидеть в тишине.

— Часто получается?

— Тоже нужно себя заставлять. Если ты устал, если ты чувствуешь, что раздражен, посмотри на себя в зеркало — на кого ты похож в таком состоянии. Уехал за город, лучше один, или в баньку к друзьям, которые тебя насквозь знают и понимают. И чтобы компания была небольшая.

Вот на природе время течет по-другому. Оно растянуто, как в детстве. Не то что в городе, в суете, когда все куда-то спешат.

В рождественские каникулы мы жили на нашей даче. Топили печку, засветло ходили к роднику за водой. Оттуда шли в валенках. Я в валенках давно не ходила. В них жарко. Мы идем от родника, везем канистры с водой на санках. Морозец. От нас идет пар. Потом приходим, готовим. Вечером — играем в карты. Телевизора у нас нет зимой. Техника боится перепада температур. Есть только радио, чтобы слушать последние известия. Сидим, слышим, как дрова трещат. Печка нагревается, в доме становится жарко. Когда топишь дровами, вкусно пахнет. Сидим, пьем чаек, разговариваем. У нас там лес рядом, мы на лыжах катаемся. А на людях я отдыхать не могу. Не могу даже в санатории. Большие компании сильно выматывают.

— Когда гостей принимаете, любите что-то особенное готовить, чем-то удивить?

— Моих подруг не удивляю ничем. Если захочу удивить, то удивлю. Но сейчас тот же день рождения у меня — то в дороге, то в кафе.

— А мне кажется, что вы — хлебосольный человек.

— Да, всегда так было. Всегда все готовили дома, стряпали и пироги, и пельмени. А сейчас так мало свободного времени, что иногда хочется просто посидеть где-нибудь в кафе или в ресторане, в маленьком зальчике.

— У вас есть книга, к которой вы возвращаетесь всю жизнь?

— Есть, но я боюсь назвать. Эта книга — моя путеводная звезда.

— Но это классика?

— Классика. Я даже сыну Коле говорю: «Хорошие книги — это основа твоей жизни, твой фундамент». Не современные однодневки, а те, что отобраны временем, вечные. На книги нельзя жалеть ни времени, ни денег. И они помогут тебе. Особенно старые книги. Они обладают энергией тех людей, которые брали их в руки. Я думаю, что книгу не возьмет в руки тот, кто ее не любит. Очень хочется еще много чего хорошего прочитать. А мои близкие хотят, чтобы я записала свои рассказы про детство, про животных, про их повадки. Рассказы деда, отца, который был егерем. Ведь они встречались лицом к лицу со зверьем этим. И я обязательно запишу эти рассказы для близких — для сына, для будущих внуков.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (2832) от 1.11.2002 года

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.