Главная городская газета

Есть, творить, молиться

  • 14.03.2018
  • Полина Виноградова
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

«Обратная сторона» Охты: фестиваль уличного искусства в Петербурге

В доме молодежи «Квадрат» открылся фестиваль уличного искусства. Обо всех деталях выставки – в нашем материале. Читать полностью

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью
Есть, творить, молиться |

В Музее-квартире Шаляпина прошла петербургская премьера спектакля театра post «Художник извне и изнутри», посвященного итальянскому живописцу XVI века Якопо да Понтормо.

Вдохновением для режиссеров Дмитрия Волкострелова и Дмитрия Ренанского послужила одноименная книга петербургского искусствоведа Аркадия Ипполитова. В ней научный сотрудник Государственного Эрмитажа объединил дневник Якопо да Понтормо «Моя книга» и его жизнеописание, написанное Джорджо Вазари, «Жизнь Якопо из Понтормо, флорентийского живописца». К обоим текстам автор дает подробные комментарии.

Спектакль был впервые показан в рамках фестиваля текстов об искусстве в Нижнем Новгороде, потом стал событием Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге, а также представлен зрителям в Перми и Казани. Сейчас он номинирован на премию в области современного искусства «Инновация» в номинации «Новая генерация».

...Страницы из книги Аркадия Ипполитова, цитаты Джорджо Вазари были расставлены как музыкальные партитуры на нотных пюпитрах. Зрителей пустили в зал примерно за полчаса до начала спектакля. Очевидно, чтобы мы успели хотя бы немножко прочитать избранные главы биографии выдающегося итальянца.

Якопо да Понтормо известен далеко не всем. А ведь он был дружен с Леонардо и Микеланджело, работал при дворе Медичи, создал шедевры фресковой живописи и в ту пору считался одним из самых известных художников во Флоренции.

Из динамиков раздавались голоса известных деятелей театрального Петербурга, которые зачитывали некоторые подробности биографии героя: не только артисты, но и балетный критик Павел Гершензон и композитор Настасья Хрущева.

Семьи у живописца не было, светскую жизнь не вел. Работал в одиночестве, иногда целыми днями обдумывал роспись, одному из шедевров посвятил одиннадцать лет жизни. Остро чувствовал свое предназначение. Был нелюдимым и одиноким - в окружении знатных персон тогдашней Флоренции... Пространство зала с кирпичными стенами напоминало келью. Свеча горела, оставляя блики на лицах.

Стулья для зрителей расставили актеры Иван Николаев и Алена Старостина. Они прочитали на два голоса дневники Якопо да Понтормо. Тембр голос Ивана Николаева идеально подходит для «озвучивания» разного рода неврозов, которыми часто одержимы гении.

На протяжении нескольких лет Якопо да Понтормо вел дневник. Художник, создавший образцы красоты и гармонии, тщательно записывал, что ел на завтрак, обед и ужин. Иногда добавлял, что нарисовал руку, бедро, венец на голове Иисуса Христа (картинки появлялись на кирпичной стене). Он придавал большое значение религиозным праздникам: отмечал особые дни Великого поста, сам, однако, не постился, напротив, уделял мясной пище большое значение, писал когда посетил храм, в Пасху радовался со всеми чуду свершившегося Воскресения.

Это был эффектный режиссерский ход - назначить дату петербургской премьеры в первую седмицу Великого поста, чтобы совпало с описанными в тексте событиями. Как будто времени вообще нет. Я много думала о том, зачем художник, создавший шедевры фресковой живописи эпохи итальянского Возрождения, писал лишь о том, сколько унций хлеба он съел на ужин. И ни слова о муках творчества, ни слова о любви. Только послушание - истовое, прилежное выполнение, понимание и принятие своего долга перед Богом.

Он постоянно чувствовал голод, но, возможно, то был душевный голод, неутолимая жажда жизни, рвущаяся изнутри. Хлеб, сыр, мясо и рыба, огуречная трава и горсть орехов... Есть можно. Молиться нужно. Творить должно.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook