Есть, творить, молиться
В Музее-квартире Шаляпина прошла петербургская премьера спектакля театра post «Художник извне и изнутри», посвященного итальянскому живописцу XVI века Якопо да Понтормо.

Вдохновением для режиссеров Дмитрия Волкострелова и Дмитрия Ренанского послужила одноименная книга петербургского искусствоведа Аркадия Ипполитова. В ней научный сотрудник Государственного Эрмитажа объединил дневник Якопо да Понтормо «Моя книга» и его жизнеописание, написанное Джорджо Вазари, «Жизнь Якопо из Понтормо, флорентийского живописца». К обоим текстам автор дает подробные комментарии.
Спектакль был впервые показан в рамках фестиваля текстов об искусстве в Нижнем Новгороде, потом стал событием Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге, а также представлен зрителям в Перми и Казани. Сейчас он номинирован на премию в области современного искусства «Инновация» в номинации «Новая генерация».
...Страницы из книги Аркадия Ипполитова, цитаты Джорджо Вазари были расставлены как музыкальные партитуры на нотных пюпитрах. Зрителей пустили в зал примерно за полчаса до начала спектакля. Очевидно, чтобы мы успели хотя бы немножко прочитать избранные главы биографии выдающегося итальянца.
Якопо да Понтормо известен далеко не всем. А ведь он был дружен с Леонардо и Микеланджело, работал при дворе Медичи, создал шедевры фресковой живописи и в ту пору считался одним из самых известных художников во Флоренции.
Из динамиков раздавались голоса известных деятелей театрального Петербурга, которые зачитывали некоторые подробности биографии героя: не только артисты, но и балетный критик Павел Гершензон и композитор Настасья Хрущева.
Семьи у живописца не было, светскую жизнь не вел. Работал в одиночестве, иногда целыми днями обдумывал роспись, одному из шедевров посвятил одиннадцать лет жизни. Остро чувствовал свое предназначение. Был нелюдимым и одиноким - в окружении знатных персон тогдашней Флоренции... Пространство зала с кирпичными стенами напоминало келью. Свеча горела, оставляя блики на лицах.
Стулья для зрителей расставили актеры Иван Николаев и Алена Старостина. Они прочитали на два голоса дневники Якопо да Понтормо. Тембр голос Ивана Николаева идеально подходит для «озвучивания» разного рода неврозов, которыми часто одержимы гении.
На протяжении нескольких лет Якопо да Понтормо вел дневник. Художник, создавший образцы красоты и гармонии, тщательно записывал, что ел на завтрак, обед и ужин. Иногда добавлял, что нарисовал руку, бедро, венец на голове Иисуса Христа (картинки появлялись на кирпичной стене). Он придавал большое значение религиозным праздникам: отмечал особые дни Великого поста, сам, однако, не постился, напротив, уделял мясной пище большое значение, писал когда посетил храм, в Пасху радовался со всеми чуду свершившегося Воскресения.
Это был эффектный режиссерский ход - назначить дату петербургской премьеры в первую седмицу Великого поста, чтобы совпало с описанными в тексте событиями. Как будто времени вообще нет. Я много думала о том, зачем художник, создавший шедевры фресковой живописи эпохи итальянского Возрождения, писал лишь о том, сколько унций хлеба он съел на ужин. И ни слова о муках творчества, ни слова о любви. Только послушание - истовое, прилежное выполнение, понимание и принятие своего долга перед Богом.
Он постоянно чувствовал голод, но, возможно, то был душевный голод, неутолимая жажда жизни, рвущаяся изнутри. Хлеб, сыр, мясо и рыба, огуречная трава и горсть орехов... Есть можно. Молиться нужно. Творить должно.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии