Есть, творить, молиться
В Музее-квартире Шаляпина прошла петербургская премьера спектакля театра post «Художник извне и изнутри», посвященного итальянскому живописцу XVI века Якопо да Понтормо.

Вдохновением для режиссеров Дмитрия Волкострелова и Дмитрия Ренанского послужила одноименная книга петербургского искусствоведа Аркадия Ипполитова. В ней научный сотрудник Государственного Эрмитажа объединил дневник Якопо да Понтормо «Моя книга» и его жизнеописание, написанное Джорджо Вазари, «Жизнь Якопо из Понтормо, флорентийского живописца». К обоим текстам автор дает подробные комментарии.
Спектакль был впервые показан в рамках фестиваля текстов об искусстве в Нижнем Новгороде, потом стал событием Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге, а также представлен зрителям в Перми и Казани. Сейчас он номинирован на премию в области современного искусства «Инновация» в номинации «Новая генерация».
...Страницы из книги Аркадия Ипполитова, цитаты Джорджо Вазари были расставлены как музыкальные партитуры на нотных пюпитрах. Зрителей пустили в зал примерно за полчаса до начала спектакля. Очевидно, чтобы мы успели хотя бы немножко прочитать избранные главы биографии выдающегося итальянца.
Якопо да Понтормо известен далеко не всем. А ведь он был дружен с Леонардо и Микеланджело, работал при дворе Медичи, создал шедевры фресковой живописи и в ту пору считался одним из самых известных художников во Флоренции.
Из динамиков раздавались голоса известных деятелей театрального Петербурга, которые зачитывали некоторые подробности биографии героя: не только артисты, но и балетный критик Павел Гершензон и композитор Настасья Хрущева.
Семьи у живописца не было, светскую жизнь не вел. Работал в одиночестве, иногда целыми днями обдумывал роспись, одному из шедевров посвятил одиннадцать лет жизни. Остро чувствовал свое предназначение. Был нелюдимым и одиноким - в окружении знатных персон тогдашней Флоренции... Пространство зала с кирпичными стенами напоминало келью. Свеча горела, оставляя блики на лицах.
Стулья для зрителей расставили актеры Иван Николаев и Алена Старостина. Они прочитали на два голоса дневники Якопо да Понтормо. Тембр голос Ивана Николаева идеально подходит для «озвучивания» разного рода неврозов, которыми часто одержимы гении.
На протяжении нескольких лет Якопо да Понтормо вел дневник. Художник, создавший образцы красоты и гармонии, тщательно записывал, что ел на завтрак, обед и ужин. Иногда добавлял, что нарисовал руку, бедро, венец на голове Иисуса Христа (картинки появлялись на кирпичной стене). Он придавал большое значение религиозным праздникам: отмечал особые дни Великого поста, сам, однако, не постился, напротив, уделял мясной пище большое значение, писал когда посетил храм, в Пасху радовался со всеми чуду свершившегося Воскресения.
Это был эффектный режиссерский ход - назначить дату петербургской премьеры в первую седмицу Великого поста, чтобы совпало с описанными в тексте событиями. Как будто времени вообще нет. Я много думала о том, зачем художник, создавший шедевры фресковой живописи эпохи итальянского Возрождения, писал лишь о том, сколько унций хлеба он съел на ужин. И ни слова о муках творчества, ни слова о любви. Только послушание - истовое, прилежное выполнение, понимание и принятие своего долга перед Богом.
Он постоянно чувствовал голод, но, возможно, то был душевный голод, неутолимая жажда жизни, рвущаяся изнутри. Хлеб, сыр, мясо и рыба, огуречная трава и горсть орехов... Есть можно. Молиться нужно. Творить должно.
Самое читаемое



Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»
Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.
Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...
Комментарии