Есть билет на балет? В каких театрах города на Неве можно посмотреть «Щелкунчика»
Не первый год осенью начинается битва за билеты в Большой театр — на «Щелкунчика». В прошлом году, помнится, стояли сутками и даже ночевали под колоннадой. В этом году продажи идут только онлайн. Но и в виртуальном мире Большой театр приходится брать штурмом, от наплыва запросов сайт виснет. Билеты именные, то есть нужно вводить паспортные данные. И не дай бог ошибиться в циферке — придется вводить снова, а билеты исчезают буквально за пару минут. О ценах умолчим… Для всех, кто хотел, но не попал, на «Первом канале» устроят в прямом эфире трансляцию из Большого театра 31 декабря в 12.00. Миллионы смогут увидеть знаменитый балет в постановке Юрия Григоровича. Ну а если хочется все‑таки вживую? Так, чтобы был праздник — красивый наряд, променад в антракте, селфи на фоне хрустальных люстр и позолоченных лож, бокал шампанского и пирожное в буфете? Рассказываем обо всех петербургских «Щелкунчиках».
ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС
Симфония о детстве на переломе
Тем более что премьера легендарного балета на музыку Чайковского прошла именно у нас в городе.
Директору Императорских театров Ивану Всеволожскому в 1891 году принесли почитать сказку «Щелкунчик и Мышиный король». «Почему бы и нет?» — подумал, вероятно, Всеволожский и озадачил Мариуса Петипа, а тот обратился к Петру Ильичу Чайковскому, с которым недавно работал над «Спящей красавицей». Композитор согласился. В написанной им музыке есть не только розовое детство, сладости, цветы, конфетти и прочая мишура. Чайковский писал балет, переживая личную трагедию, — умерла его горячо любимая сестра Александра, родственная душа. В музыке сквозь радость и веселье временами прорываются печальные и даже трагические темы. Даже в искрящемся радостью «Вальсе цветов», что уж говорить о знаменитом Адажио. Кажется, что возникает вдруг сквозняк, который дует из потустороннего мира. Спектакль для детей? Да, но, как сказал композитор Борис Асафьев о музыке «Щелкунчика», «это симфония о детстве. Нет, вернее, о том, когда детство — на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи…».
6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета «Щелкунчик».
Приняли его поначалу не все. Многие критики ругали. Но император Николай II был в восторге, и «Щелкунчик» остался в репертуаре. Танцевали даже в день революции — 25 октября 1917 года. Потом была пауза на несколько лет — из‑за запрета Рождества и елки. Но в тридцатые елки разрешили, правда, они стали не рождественскими, а новогодними. Вернулся и «Щелкунчик». И с тех пор не уходил… Балет стал таким же символом праздника, как украшенная игрушками и гирляндами елка. Новый год без «Щелкунчика»? Да вы смеетесь!
Много «Щелкунчиков»
14 декабря на Исторической сцене Мариинского театра начинается марафон «Щелкунчика». Театр предлагает целых три варианта знаменитого балета. Один — в канонической версии хореографа Василия Вайнонена, созданной в 1934 году, с примами и премьерами в главных партиях. Второй — тоже Вайнонен, но «детский» вариант — танцуют воспитанники Академии русского балета им. А. Я. Вагановой.
Третий — необычный, мрачный, «злой», но любимый многими «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина и хореографии Кирилла Симонова. Со зловещими крысами вместо милых мышек, гигантским тортом и феерически красивым танцем-вихрем черных снежинок (6+).
На сцене Мариинского и Александринского театров в предновогодние дни можно посмотреть и «Щелкунчика» Театра балета имени Леонида Якобсона. В хореографии все того же Василия Вайнонена, отредактированной не так давно Николаем Цискаридзе. Оформили спектакль известные художники-постановщики Татьяна Ногинова и Петр Окунев. В отличие от мрачного романтизма шемякинского спектакля эта версия, по словам постановщиков, «лучится добром, красотой и обаянием».
А 30 и 31 декабря фонд «Общество возрождения художественной Руси» представит на сцене Александринского театра авторскую версию знаменитого балета, посвященную 100‑летию со дня рождения Ирины Сафроновой, выдающегося петербургского педагога и балетмейстера, одной из лучших учениц Агриппины Вагановой (6+). Основой спектакля стала ее хореография в редакции Николая Андросова. В роли Дроссельмейера — Фарух Рузиматов. В этом спектакле часовых дел мастер Дроссельмейер превратился в волшебника и в какой‑то мере альтер эго самого Гофмана.
Цены на балетных «Щелкунчиков» в нашем городе довольно высокие, но все‑таки не астрономические. Билеты раскупаются быстро.
Подлинная история
В нашем городе также немало заслуживающих внимания драматических и кукольных спектаклей по знаменитой гофмановской сказке.
29 декабря на сцене Театра на Садовой (бывшего «Приюта комедианта») идет «Щелкунчик. Подлинная история» Виталия Любского (10+).
«Вы точно знаете настоящую историю Щелкунчика? Ту, что написал великий мистик и философ Гофман и на которую не успели повлиять Чайковский с его гениальным, но далеким от первоисточника балетом и мировая поп-культура? В которой рафинированный мир людей далеко не такой милый, каким кажется на первый взгляд, а сказочный мир мышей очень похож на реально существующие государства», — задают вопрос зрителям создатели спектакля. И обещают рассказать ту самую историю «Щелкунчика», которую на полтора столетия скрыли от зрителей за мишурой уютных рождественских сказочных сюжетов и блеском елочных игрушек.
22, 29, 30 и 31 декабря «Щелкунчика» дают и в театре «Мастерская» (3+). В трактовке Максима Студеновского и Владимира Карпова в постановке на первый план выходит мастер Дроссельмейер. Маленькие зрители входят в волшебный мир спектакля наравне с актерами. Они сидят на подушках на полу детской в доме Штальбаумов, вместе с ними слушают сказку Дроссельмейера, сражаются с армией Мышиного короля…
Может быть, если ваши дети совсем маленькие и не слишком знакомы с классической музыкой, лучше предпочесть кукольного «Щелкунчика».
Замечательный «Щелкунчик» идет в последнюю декаду декабря практически нон-стоп в театре «Кукольный формат» (6+). Поставили спектакль Анна Викторова и Денис Шадрин. Эта постановка получила высшую театральную премию Петербурга «Золотой софит» в номинациях «Лучший кукольный спектакль» и «Лучшая работа художника» в 2019 году.
На Новой сцене Александринского театра 28 декабря программа «Сказки Чижика. Щелкунчик» для совсем малышей. Если кто не знает, Алексей Чижик — знаменитый музыкант, волшебно играющий на редком инструменте — вибрафоне. Вот уже несколько лет он вместе с женой Ириной создает программы для самых маленьких, где о музыке рассказывают в форме сказок. Историю о Щелкунчике расскажут под песочную анимацию, а всеми любимая музыка Петра Ильича Чайковского прозвучит в современной джазовой обработке. Так что взрослые тоже не соскучатся.
Нестрашная Мышильда
26 декабря детский театр «Город муз» представит в красивейшем здании РОСФОТО кукольный спектакль Аглаи Жюгжды «Щелкунчик» (3+).
Спектакль интерактивный. Маленькие зрители станут участниками спектакля и рассказчиками истории, сразятся с Мышиным королем, превратятся в волшебных существ из сказочной страны. А окунуться в прекрасный мир сказки Гофмана зрителям поможет Чайковский. Интерьеры здания в стиле модерн, где находится РОСФОТО, сами по себе отдельный спектакль.
Театр на Неве приглашает 26, 27, 30-го посмотреть волшебное рождественское представление по мотивам известной сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик» (4+). Поставила спектакль Татьяна Савенкова. Жанр определен как зимняя сказка в одном действии, а в спектакле участвуют вся труппа и балет театра.
В спектакле множество танцевальных номеров и красивые, нарядные костюмы. «Даже ужасная Мышильда не так страшна: в спектакле Театра на Неве у нее не три и не семь, а всего одна голова, и гибнут они с отпрыском от горячего шоколада!» — обещают создатели спектакля.
Спектакль для малышей можно посмотреть и 28 декабря ранним утром (10.00) в Музее-квартире Римского-Корсакова (2+). Возможно, для ваших детей это станет первым знакомством с музыкой Чайковского, фрагменты которой будут звучать в спектакле.
Не только «Щелкунчик»
Но «Щелкунчик», будь это балет, драма или кукольное представление, не единственный спектакль, способный создать праздничное настроение перед Новым годом. Вот лишь несколько вариантов. Опера на музыку того же Чайковского «Черевички» в театре «Санкт-Петербург-опера». «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова (12+) и «Рождественская сказка» Родиона Щедрина в Мариинском театре (6+). Новый мюзикл Жерара Пресгурвика «Ромео и Джульетта» в постановке Керо в Театре музыкальной комедии (16+). Премьера музыкальной сказки «Ледяное сердце» Александра Исакова в Екатерининском собрании (6+). «Снежная королева» Руслана Кудашова в Большом театре кукол (9+)… Выбор огромен — на любой, как говорится, вкус и кошелек.
Ну а 1 января повезет тем, кто отправится в Большой зал Филармонии, где, уже по традиции, выступит пианист Иван Бессонов.
Читайте также:
Директор Театра им. В. Ф. Комиссаржевской Виктор Минков рассказал коллективу о планах на 2025 год
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (7811) от 11.12.2024 под заголовком «Есть билет на балет?».
Комментарии