Если и дружба продается...
В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Андрей Баскаков. Фотографии 1970 - 1990-х годов», посвященная ушедшему три года назад фотохудожнику и общественному активисту. Этот проект можно назвать возвращением мастера в Петербург
Баскаков родился в 1948 году в подмосковных Вербилках, известных своим фарфоровым заводом XVIII века. В начале 1970-х годов молодой фотограф, выпускник факультета журналистики МГУ, получил премии на международных и всесоюзных выставках за серию «Хатынь», «Лето - пора сенокосная» и другие. Через несколько лет Баскаков стал одним из лидеров всероссийского фотоклуба «Кадр», который занимался помощью фотолюбителям по всем городам и весям. Постепенно эта работа стала главной в жизни Баскакова, фотография отошла на второй план. В начале перестройки он становится руководителем отдела фотоискусства государственной организации - Всероссийского дома народного творчества. На рубеже 1990-х Баскаков инициирует создание новой общественной организации - Союза фотохудожников России и руководит им почти четверть века.
Около ста черно-белых фотографий, представленных на выставке, были отпечатаны самим автором и хранятся в созданном им союзе. Баскаков стремился в каждом снимке преодолеть границу между репортажной и художественной фотографией. Его интонация мягкая, созерцательная, без надрыва, но и без прикрас.
По роду общественных занятий Баскаков много путешествовал. На острове Попова в Приморском крае сфотографировал пожилую пару на причале из грубо отесанных досок, невольно вспоминается пушкинская сказка о золотой рыбке. В Таллине - уличного художника, в Ташкенте - умельца, продающего свои украшения для интерьера из резной фанеры...
Не забыты трагическая серия «Хатынь» и «Лето - пора сенокосная» с былинными подмосковными мужиками в окладистых бородах. Отдельный зал посвящен серии «Коллажи»: на одном листе фотобумаги Баскаков соединял близкие образы и сюжеты, снятые в разные годы. Иногда рифма буквальная - граффити «Люська» в Горьком и «Инна» в Риге, пожилая и молодая пара в Стокгольме и Версале, бездомные - в Подмосковье и Осло... Иногда ассоциации более сложные - тянущийся ввысь Руанский собор и «приземленная» церковь в скале в Хельсинки.
Баскаков редко делал портреты, запоминается Валерий Золотухин - актер был сфотографирован в 1980 году на пике артистической карьеры, но выглядит мечтательным дебютантом.
Особое место занимает самая знаменитая серия мастера - «Одесский птичий рынок» (1976). Полунищие старики и старухи продают собак, своих лучших друзей. Чтобы спасти от голода их и себя.
Комментарии