Эрмитаж в Амстердаме открыл выставку «Русский авангард. Революция в искусстве»
В столице Нидерландов долгожданное событие — завершился музейный локдаун. В центре «Эрмитаж-Амстердам» открылась выставка «Русский авангард. Революция в искусстве». Масштабная экспозиция рассказывает о переломном моменте в истории искусства ХХ столетия.
ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Эрмитаж отправил в Нидерланды более полутысячи экспонатов, большая часть которых охватывает период с 1900‑х до середины 1950‑х годов. Это живопись, графика, книги, текстиль. Особое место на выставке занимает фарфор, который стал блестящим воплощением идей художников русского авангарда. Свою лепту в рассказ о яркой странице в истории отечественного искусства внес Русский музей. Он дополнил выставку картинами Казимира Малевича «Женский торс», «Крестьянин в поле», «Супрематизм».
Образец произведения официально принятого предреволюционного периода демонстрирует фарфор Императорского завода. Ему противопоставлена ломающая традиционные взгляды живопись художников-авангардистов — картины Кандинского «Пейзаж» и «Эскиз к композиции V», а также «Черный квадрат» Малевича — самое знаменитое произведение основателя супрематизма.
Основная часть выставки посвящена развитию дизайна в фарфоре бывшего Императорского завода, получившего после революции статус государственного. Именно здесь под руководством Сергея Чехонина — художественного директора завода с 1918 года — появился знаменитый революционный, агитационный фарфор. В ярких красках и смелых модернистских формах он воспевал идеалы революции. К созданию эскизов для росписей раннего советского фарфора были привлечены художники авангардных направлений. В числе самых ярких экспонатов выставки — фарфоровые чайник и получашки Казимира Малевича. Работы супрематистов, воплотившие идеи беспредметного искусства, как и росписи по эскизам Кандинского, стали символами авангарда в фарфоре.
В изделиях 1920 — 1930‑х годов отразились все наиболее значимые события жизни Советского Союза. В росписях фарфора художники предпочитали обобщенные формы, яркие и контрастные цвета. Темы, к которым они обращались, актуальны для большинства видов советского искусства того времени и были частью идеологической пропаганды.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (7103) от 04.02.2022 под заголовком «Русский авангард путешествует».
Комментарии